Top.Mail.Ru

Обсидиан — темное вулканическое стекло, обладающее самой острой режущей кромкой, доступной в природе. Древние мезоамериканские культуры высоко ценили свойства обсидиана, и он широко продавался по всему региону. Обсидиан использовался для создания инструментов, оружия, а после полировки — для зеркал и в качестве декоративной инкрустации во всем, от украшений до ритуальных масок.

Недвижимость и торговля

Обсидиан (химическое название: диоксид кремния) — это тип вулканического стекла, образующегося, когда горячая лава остывает и затвердевает так быстро, что кристаллы в нем не успевают образоваться. Изготовленный из различных химических составов, большая часть обсидиана основана на кремнеземе. Обсидиан обычно черный, но может иметь различные оттенки, такие как сине-черный, павлиний, красное дерево и даже гораздо более светлые, зеленоватые. Эти цветовые вариации вызваны присутствием таких минералов, как гематит, или мельчайших пузырьков газа. Он также может иметь белые вкрапления кристобалита (обсидиана в виде снежинок).

Несмотря на обилие сырья, обработанные куски обсидиана очень ценились во всех мезоамериканских культурах от ольмеков до ацтеков (также известных как мешики), и поэтому это был один из самых ранних и наиболее часто продаваемых товаров. Его особенно ценили за сверхострую режущую кромку, которую может обеспечить тщательно обработанный обсидиан, столь же острый, как лезвие любой современной бритвы (действительно, некоторые хирургические процедуры сегодня включают использование скальпелей с обсидиановыми краями). Обсидиан легко истончить, ударив по нему более твердым камнем, чтобы удалить отщепы вдоль раковистых изломов (которые кажутся раковидными). Его использование в оружии и различных инструментах побудило историка М. Е. Миллера описать обсидиан как «сталь Нового Света». Материал также ценился за гладкую текстуру и необычный темный стеклянный блеск при полировке, которого древние мезоамериканцы обычно добивались с помощью абразивного песка.

Обсидиан В Мезоамерике 1

Два блока необработанного обсидиана из Гватемалы. Обсидиан высоко ценился во всей древней Мезоамерике за его режущую кромку и полированный блеск.

Как и в случае с другими востребованными в Мезоамерике материалами, такими как нефрит и бирюза, наиболее высоко ценились более необычные разновидности обсидиана. Редкий тип обсидиана оливково-зеленого цвета был получен на рудниках Сьерра-де-лас-Навахас в Пачуке, а близлежащая Тула (также известная как Толлан) стала крупным центром торговли обсидианом. Тула была столицей цивилизации тольтеков, которая процветала в центральной Мексике между 10 и серединой 12 веков. Количество обсидиановых мастерских в Туле привело к тому, что историки подсчитали, что около 40% всего населения Тулы, составляющего 30–40 000 человек, занималось обсидианом для нужд города и для торговли.

Однако мезоамериканская торговля обсидианом началась гораздо раньше, чем тольтеки, и есть свидетельства того, что обмен ею велся во втором тысячелетии до нашей эры, в период, который часто называют ранним формированием. Основные месторождения мезоамериканского обсидиана, помимо Пачуки, произошли в горной местности Халиско (западно-центральная Мексика) и в горной местности Гватемалы (Эль-Чаяль и Сан-Луис-Хилотепеке). Из этих высокогорных месторождений обсидиан транспортировался на каноэ по водным путям в более обширный регион. Торговля не всегда осуществлялась городами-государствами или элитами, ремесленники иногда сами организовывали закупку необработанного обсидиана, что можно увидеть на таких толтекских городах, как Шочикалько, который процветал между ок. 700 и ок. 900 г. н.э. С другой стороны, мы знаем, что в некоторых современных памятниках западной Мексики (долины Текилы) украшения из обсидиана контролировались правящей элитой, а в соседнем Тараско производство обсидиановых лезвий контролировалось государством. Очевидно, существовало разделение по ценности и контролю между необработанным обсидианом и готовыми изделиями, связанными с властью, такими как элитные украшения и оружие.

Использование

Обсидиан часто обрабатывался из необработанного куска в многогранную конусообразную форму, от которой можно было легко отделить несколько лезвий или осколков. В качестве передового оружия обсидиан не имел себе равных, но у него есть фатальный недостаток: его легко разбить. Теотиуакан в центральной Мексике находился на пике своего расцвета с 375 по 500 год нашей эры, и там обработанные обсидиановые лезвия использовались для различных типов оружия и инструментов, как здесь объясняет историк Д. М. Карбальо:

Солдаты Теотиуакана были вооружены дротиками с обсидиановыми наконечниками, короткими копьями, метательными с помощью атлатля или дротиометателя, обсидиановыми ножами и деревянными дубинками. В городе некоторые обсидиановые мастерские располагались в жилых комплексах, где изготавливались преимущественно утилитарные инструменты, тогда как по крайней мере одна мастерская располагалась недалеко от пирамиды Луны и специализировалась на производстве оружия (дротиков и ножей), а также церемониальных предметов типа, которые складывались в качестве освященных подношений и вывозились даже в некоторые города майя . Домашние мастерские, судя по всему, были организованы как независимая коммерческая деятельность, которой занимались большие семьи, но мастерская на территории Лунной пирамиды должна была находиться под контролем государственных чиновников, а готовое оружие могло храниться в государственных арсеналах.

Обсидиан В Мезоамерике 2

Обсидиановый клинок из Теотиуакана , Мексика. Длина 10,5 дюймов (26,5 см). (Метрополитен-музей, Нью-Йорк)

В Теотиуакане были раскопаны чучела людей и животных, особенно змей, из обсидиана . Скульптуры и рельефные изображения божеств в Теотиуакане часто были инкрустированы обсидианом, обычно предназначенным для таких черт лица, как глаза, грудь и украшения. Черный цвет и обсидиан ассоциировались с ночью, смертью и подземным миром, отсюда и использование обсидиана для элементов погребальных предметов. Примером может служить обсидиановая крышка впечатляющей травертиновой урны с кремированными останками одного мужчины, которая была обнаружена у подножия Темпло Майор в Теночтитлане (ныне Мехико). Останки, возможно, принадлежали правителю ацтеков, последней великой мезоамериканской цивилизации .

Обсидиан В Мезоамерике 3

Круглое обсидиановое зеркало из древней Мезоамерики. Ацтеки , 1325-1521 гг. Ширина: 10 дюймов/26 см. (Британский музей, Лондон)

Как полудрагоценный материал, полированный обсидиан использовался в украшениях элиты мезоамериканского общества. В виде бус или инкрустации его носили как ожерелья, браслеты, браслеты на ногу, кольца на пальцах, беруши, пирсинг губ, а также как элемент более крупных изделий, таких как пояса, нагрудные украшения и головные уборы. Тульские ремесленники, о мастерстве которых были легендарны поздние ацтеки, умудрялись изготавливать тонкие украшения из обсидиана, который часто облицовывали более драгоценными материалами, такими как золото или бирюза.

Ацтеки, как и все до них в этом регионе, использовали обсидиан (который они называли ицтли) для изготовления такого оружия, как лезвия ножей, наконечники стрел, лезвия копий, наконечники дротиков и топоры. Одним из видов ацтекского оружия была комбинация меча и дубинки, известная как макуауитль. Имея форму длинного деревянного весла, с обеих сторон его длины были вставлены обработанные обсидиановые лезвия. Обсидиановые лезвия, должно быть, нанесли ужасающие раны, и неудивительно, что мезоамериканские воины стремились защитить себя. Использовались круглые щиты из дерева или тростника, укрепленные кожей (чималли), а иногда и кожаные шлемы. Бронежилет (ичкауипилли) также носили и изготавливали из стеганого хлопка, который вымачивали в соленой воде, чтобы сделать одежду более жесткой и устойчивой к ударам противника. Эта броня была настолько эффективной, что даже испанские конкистадоры использовали ее в своих столкновениях с вооруженными обсидианом местными армиями.

Священные ассоциации

Полированный обсидиан использовался для создания зеркал на протяжении всей истории Мезоамерики, хотя использовались и другие материалы, такие как полированный пирит. Их часто обрамляли в деревянные рамы или внешний край из экзотических перьев и протыкали одно отверстие, чтобы через них можно было продеть шнур. Зеркала были не просто предметами, в которых можно было посмотреть на свое отражение, они вызывали особые ассоциации. Считалось, что бог ацтеков и тольтеков Тескатлипока был олицетворением полированного обсидианового зеркала; действительно, его имя на языке науатль означает «Дымящееся зеркало» (отражающие свойства дымящегося огня часто приравнивались к свойствам зеркала). Тескатлипока был богом-творцом и носителем добра и зла. Поскольку он олицетворял двойственность изменения через конфликт, зеркало с его реальной и отраженной поверхностью было для него вполне подходящей эмблемой. Точно так же всевидящая вездесущность бога была хорошо представлена ​​всевидящим зеркалом, ищущим истину. Считалось, что бог считал человечество лишь отражением в своем зеркале, напоминанием о его смертности. Считалось, что бог мог использовать свое двустороннее зеркало, чтобы не только предсказывать будущее, но и «раскрывать истинную природу вещей, включая душу» (Карбальо, 179). Интересно отметить, что примеры сохранившихся обсидиановых зеркал часто полировался с обеих сторон, возможно, в имитацию особого зеркала Тескатлипоки. Изображения Тескатлипоки в искусстве часто изображают бога с обсидиановым зеркалом на затылке или с одним на каждом из его висков, а иногда и с другим в качестве замены вместо одной из его ног.

Обсидиан В Мезоамерике 4

Обсидиановые инструменты играли важную роль в некоторых мезоамериканских ритуалах, таких как кровопускание. Кровопускание было формой мягкого самопожертвования и было имитацией жертвы, которую боги принесли, чтобы создать человечество. Обсидиановые инструменты для кровопускания часто хоронили в гробницах рядом с умершими, как мужчинами, так и женщинами.

Обсидиан появляется в системах письменности. Например, город Ицтейокан был представлен сочетанием дороги, камня и лезвия из черного обсидиана. Кусочки обсидиана также использовались в качестве материала для написания или вырезания богов, символов и узоров. На нескольких фрагментах, раскопанных из-под стелы в Майя -Тикаль в Гватемале, были вырезаны изображения конкретных богов. Захоронение вырезанных частей обсидиана под стелами не является уникальным для Тикаля и было практикой, проводившейся по всей центральной территории майя.

Майя Какчикель общались со священным камнем из обсидиана, который, возможно, считался оракулом, и который они называли Чай Абах. Историк М. Миллер предполагает, что Чай-Абах вполне мог быть полированным зеркалом. (Некоторые историки считают, что название этого камня переводится как «Камень, который говорит»). Шаманы также использовали зеркала – либо в форме чаш с водой, либо из полированного материала, такого как обсидиан – чтобы заглядывать в прошлое и будущее и общаться с мертвыми. Во многих мезоамериканских культурах считалось, что зеркало – поскольку в него можно было смотреть, но не сквозь него – каким-то образом было точкой доступа в другой, духовный мир. Точно так же, как боги смотрели на человечество через отражения в зеркале, так и одаренные люди и, особенно, общественные лидеры могли видеть отражение богов в зеркале и таким образом получать подсказки относительно того, что они планировали на будущее.

Способность обсидианового зеркала предсказывать будущее является частью легенды о последнем истинном правителе ацтеков Мотекусоме II (он же Монтесума , годы правления 1502-1520). Однажды местные рыбаки наткнулись на необычную птицу, похожую на журавля, но с зеркалом на голове. Странность была должным образом представлена ​​Мотекусоме , и когда он посмотрел в зеркало, то с удивлением увидел всего на мгновение звездное ночное небо, а затем нескольких воинов верхом на оленях. Представляли ли эти воины испанских конкистадоров верхом на лошадях (животное, тогда неизвестное мезоамериканцам) или какое-то другое будущее событие, или же это видение действительно произошло вообще или является примером истории, написанной после этого события, мы не можем знать, но это так, на по крайней мере, раскрыть возможности, которые мезоамериканцы были готовы придать полированному обсидиану. Зеркала, обсидиановые или другие, считались такими ценными и значимыми предметами, что их носили как своего рода украшения или символ статуса, особенно правители, и это может объяснить, почему рыбаки так стремились подарить Мотекусому свою «зеркальную птицу».

Похоже, что привлекательность обработанного обсидиана пересекала культуры и привлекала и иностранных правителей, поскольку Филипп II Испанский (годы правления 1556-1598), как говорили, владел несколькими обсидиановыми зеркалами мезоамериканского производства. Почтение, оказываемое обсидиановым зеркалам, было трудно искоренить испанским священникам в Новой Испании (так этот регион стал известен), что, возможно, объясняет, почему они терпели частое добавление обращенными мексиканцами обсидианового зеркала к атриальным крестам («предсердный» – это название, данное в мексиканских колониальных монастырских постройках, типу большого креста, сделанного нищими монахами в атриумах церквей, символически указывающего на центр городов) в колониальных церквях и вокруг них, некоторые из которых до сих пор стоят, а их обсидиановые зеркала все еще на месте.

автор: Марк Картрайт