Top.Mail.Ru
Соледад рассказывает про Карлоса Кастанеду

Соледад рассказывает про Карлоса Кастанеду

Перед тем, как вы начнете читать это интервью, помните, что Соледад Руис НЕ является той самой Доньей Соледад, описанной в книгах Карлоса Кастанеды. Тем не менее, Соледад Руис – замечательная бруха (шаманка), курандера (целительница), актриса, кинопродюссер, но она не входила в круг учеников Дона Хуана, хотя была лично знакома с ним и с некоторыми из его учеников – Паблито (судя по словам Тони Карама).
Прежняя изоляция и замкнутость магических линий новых видящих, которая была принята в ходе Конкисты заметно ослабла после того, как давление церкви и светских властей на верования и практики автохтонных народов после Мексиканской революции снизилось. И поэтому многие магические линии, шаманы, курандеры и видящие открыто и скрытно вступают во взаимодействия с окружающим миром и друг с другом. Шаманы различных линий встречаются, обмениваются знаниями, враждуют или сотрудничают как в первом внимании, так и во втором. Историями о столкновениях линий наполнена книга Армандо Торреса «Паутина Бесконечности».
Особого внимания, на мой взгляд заслуживает эпизод разногласий Флоринды Матус (Старой Флоринды, члена партии Дона Хуана) и Магдалины Ортеги, курандеры. А также эпизод интервью о кончерос, ритуальных атцекских танцорах. В этих моментах пролегает очевидная линия разлома между новыми видящими, сохранившими фокус на сталкинге и подготовке к окончательной Свободе, и новыми видящими, которые тем не менее, во многом следуют старыми путями: танцуют,  занимаются гаданием, лечением, сбором трав, колдовством и так далее. В этом смысле линия Дона Хуана поразительно отличается от большинства сохранившихся в Мексике магических линий.

В этом интервью бруха, целительница, учитель и киноактриса  Соледад Руис рассказывает, как она познакомилась с доном Хуаном Матусом ещё за годы до встречи с Карлосом Кастанедой, чьим близким другом была с семидесятых годов.

Сначала она хранила молчание, но когда услышала, что цель этой работы — сохранить память о Карлосе, согласилась, при этом сделала комментарий: «Истории не имеют значения, то, что имеет значение, — это Дух».

Её свидетельство начинается со случая, когда она вместе с еще одним учеником была в гостях у своего учителя Магдалены Ортега — настоящей ведьмы, которая имела невероятные способности и совершала настоящие подвиги, но это — уже другая история.

— В то время, — сказала она, — я уже прочитала первую книгу Карлоса, которая только что вышла на английском языке. Мы беседовали об этом с моей учительницей, и она мне сказала, что является кумой Дона Хуана Матуса. Вначале я не хотела спрашивать о нем, но учительница, будучи ужасно проницательной, должно быть, почувствовала мой интерес, так как сказала: «Как-нибудь я вас познакомлю».

И вот однажды, когда мы, двое из её учеников, были у нее в гостях, она нас предупредила, что Дон Хуан должен скоро прийти с другими людьми, которые, как я предполагаю, были его учениками. Пока мы их ждали, она нам сказала:

«Я дам вам задание: узнать среди тех, кто придет, Дона Хуана. Затем напишите и обоснуйте мне свое заключение, когда придете завтра».

Она нам велела не говорить друг с другом о наших впечатлениях до тех пор, пока мы не встретимся с нею на следующий день.

Гости пришли поздно и оправдывались тем, что они заблудились. Из соседней комнаты нам было слышно, как учительница их дружески бранила. Когда они вошли в зал, мы увидели, что это пять или шесть человек пожилого возраста. Мы встали, и она нас представила по именам: «Она — Соледад, он — Милош». Но имён посетителей при этом не назвала.

Я подумала: «Дон Хуан, должно быть, тот, кто сел в кресло».

Мы всех приветствовали кивками головы и оставались в их обществе до тех пор, пока они рассказывали о своих забавных приключениях, о том, как они длительное время бродили по окрестностям, не находя дом. Это произошло потому, что учительница жила в Амстердаме — на круговой улице, которая в прежние времена была территорией Городского Клуба Жокеев в Мехико. Мы провели с ними немного времени, затем попрощались и ушли. На следующий день мы возвратились в дом учительницы, чтобы рассказать ей о наших выводах.

Я определила Дона Хуана по единственному признаку: взгляду. Его левый глаз немного косил. Утверждают, что это — характерная черта шаманов. Но, очевидно, что если не имеешь такой особенности, то это еще не значит, что ты не шаман. Этот факт известен всем, поэтому я подумала: «Что тут писать?» Так что в итоге не принесла записей. Зато Милош написал целых три страницы, перечисляя причины и придя к тому же заключению, что и я.

Услышав о наших наблюдениях, учительница сказала:

«Да, правильно, это был Дон Хуан. Ты также прав, Милош.»

Потом она спросила, какая одежда была на нем. Я ей ответила:

«Он был одет в сельском стиле: габардиновые брюки, обыкновенная рубашка и шерстяная куртка — чамаррита.»

В этот момент Милош и я обнаружили странные различия в Наших описаниях. В этом было что-то необыкновенное: он его видел по-другому — в элегантном костюме. Мы очень удивились и задались вопросом, как это могло быть.

Утверждают, что одна из многих способностей, которыми может обладать шаман, состоит в том, чтобы создавать себе такое обличье, в котором он хотел бы быть увиденным.

Только спустя несколько лет мне довелось лично встретиться с Кастанедой.

Карлос очень интересовался местными традициями Мексики, и это послужило причиной нашего знакомства. В первый раз мы встретились с ним в 1974 году в танцевальной студии в квартале Дел Вале. Здесь были отделения современного бального танца и традиционного танца капитана кончерос Андреса Сегуры.

Андрее занимал должность в так называемой традиции Санто Ниньо де Аточа. Однажды он меня пригласил на сессию пения, и мы играли на лютне и пели похвалы, как это было принято в церемониях танцовщиков. В это время пришел Карлос Кастанеда, который присоединился к нам, и стал слушать очень внимательно наши хвалебные песни. Потом мы стали беседовать с ним, и он задавал много вопросов об аспектах традиции, и, в конце концов, пригласил нас поесть в китайский ресторан Соны-Роса.

Во время еды я рассказала Карлосу, как познакомилась с Доном Хуаном два года назад, благодаря учительнице Магдалене. Когда он услышал это, его волосы встали дыбом, он посмотрел на меня с крайним интересом и сказал:

«Послушай, а можно мне прийти к тебе домой?»

Так как я была очарована его книгой, которая только что вышла на испанском языке, я ответила:

«Это будет восхитительно!»

Заметив мой энтузиазм, он добавил:

«Итак, если ты не возражаешь, я приду сегодня вечером!» Я его спросила:

«Ты не будешь против, если я приглашу трех друзей, которые очень интересуются народными традициями?»

Он согласился. Я быстро позвонила моим друзьям и предупредила их. Я сказала жене одного из них:

«Дорогая, за мое приглашение, напеки, пожалуйста, пирогов, потому что я думаю, что мы немножко засидимся и можем проголодаться. Напитки за мной».

Так мы и сделали. Карлос пришел приблизительно в 9 часов вечера и ушел в 2 часа ночи. Он был восхищен пирогами и съел столько, сколько в него смогло войти.

На следующий вечер он пришел снова: то ли для того, чтобы поговорить, то ли из-за очень вкусных пирогов. В течение трех дней он приходил каждый вечер, и мы говорили об удивительных вещах. Когда он уезжал в Лос-Анджелес, мы договорились встретиться снова, когда он вернется.

Так началась наша дружба. Он приезжал в Мехико, выступал на своих конференциях и под конец, когда освобождался, приходил ко мне домой. Он был отличный собеседник, его истории были бесконечными, на всю ночь. В 2 или 3 часа утра мы ели хлеб с йогуртом, на мгновение он изменял тему, и мы говорили о тривиальных вещах. Потом мы вновь возвращались к магии. Когда уже светало, он смотрел на свои часы и восклицал:

«Слушай, я уже ухожу!»

Иногда он мне звонил из Лос-Анджелеса:

«Соледад, я еду в Мехико и хочу с тобой встретиться в такой-то час».

Между нами были очень близкие, просто братские отношения, он даже сделал мне посвящение в одной из своих книг. Кажется, это — «Дар Орла»:

«Единственной сестре, которая дала мне силу».

Карлос рассказывал мне о событиях из своего прошлого. Родился он в Бразилии. По какой-то причине, которой ему не хотелось раскрывать, рос без родителей. Его забрал дедушка, еще совсем ребенком, и привез в Аргентину. Оттуда уехал в Лос-Анджелес.

Он мне рассказывал истории про своего дедушку. Как тот подстрекал его в двенадцать лет познать женщин. Дедушка говорил, что он уже взрослый, хотя мальчик был еще ребенком. Однажды, возвратившись после приключения с женщиной Карлос пожаловался:

«Ох, дедушка, от женщин так плохо пахнет!»

Дедушка ему крикнул:

«Дурень, это — запах жизни!»

Карлос признался, что первые женщины действительно вызывали у него отвращение, но потом он стал их большим поклонником. Он мне рассказал огромное количество своих любовных приключений. И однажды я не выдержала и начала кокетничать с ним. Я сказала:

— Осторожнее, Карлос! Если это случится между нами, это будет кровосмешением!

Я говорила так потому, что мы относились друг к другу, как родственники. Я действительно его очень любила, но как брата.

Обычно наши встречи проходили в самых дорогих ресторанах, куда он меня приглашал. Он любил хорошо поесть. Мы заказывали огромное количество блюд и все съедали! После еды развлекались, стараясь угадать, какое сообщение нам несли предметы, которые находились на столе.

Следует отметить, что Карлос никогда, ни в одном из бесчисленных разговоров, которые мы вели, не занимал передо мной позиции превосходства. Он совсем не чувствовал себя особенным несмотря на то, что был таковым. Никогда не старался выглядеть мудрецом или смельчаком. Скорее, наоборот. Он часто восклицал:

— Черт возьми! Но…, как я вляпался?

Рассказывали, что в начале обучения он постоянно выглядел смешным из-за своего чувства собственной важности, и что Дон Хуан сбивал с него эту спесь. Одна из историй, которую он часто повторял, умирая со смеху по поводу своей глупости, — то как он осмелился сравнивать себя с Доном Хуаном: «Я набрался наглости сказать ему, что мы равны, но в глубине души я даже воспринимал себя как бы начальником. Представь себе: мерзкий коротышка претендует на то, что имеет превосходство над Доном Хуаном. И только потому, что получил академическую степень! Как я мог так возгордиться? Он мне ответил: «Нет, мы вовсе не равны: я — человек знания, а ты просто дурень». Не передать словами, какой стыд я испытал!»

Для того, чтобы контролировать чувство собственной важности, Карлос смеялся над собой, над своим ростом и внешностью. Мы часами потешались вместе с ним, когда он пародировал себя.

Также было заметно то, что он чувствовал огромную тяжесть ответственности из-за того, что ему выпало стать передаточным звеном целой системы идей. И он был обеспокоен этим.

То, что больше всего поражало меня в учении Карлоса, это не его описание Вселенной, потому что каждый имеет собственное — в соответствии с индивидуальными возможностями восприятия.

Я нахожу, что сильные общественное и религиозное воздействия являются причинами мании страха — того, что человек устанавливает себе границы, начиная с боязни потерпеть неудачу, страха перед смертью, перед одиночеством или бедностью — это они, наши истинные враги. Освобождение жизни от страхов — огромный шаг вперед.

Карлос часто рассказывал мне о своих тягостных мыслях, об огромном вызове, который он бросил обществу, полностью приняв систему мышления, предложенную Доном Хуаном. Однажды он сказал, что страхи перед обществом, и, прежде всего, боязнь быть не признанным и не любимым другими, являются воистину разрушительными силами, потому что препятствуют нам на пути познания бесконечности.

«Когда ты избавишься от своих страхов, ты броситься в бездну, если сочтешь это необходимым. Потому что для тебя уже ничто не будет иметь значения».

Он только недавно пережил потрясение после того, как учитель заставил его прыгнуть в пропасть. Он много говорил об этом, о том, что такое оставить страх и броситься в бесконечность. Это было действительно очень трогательно.

Он мне рассказывал, что помнит только момент, когда они его толкнули, но не помнит того, что произошло потом. Вскоре он обнаружил себя в своей квартире в Лос-Анджелесе, стал смотреть во все стороны и спрашивать:

«Кажется, я вернулся, но… как я вернулся?»

Он нашел бумагу в кармане рубашки, взял её, и обнаружил, что это — его неиспользованный билет на самолет!

Когда он мне рассказывал это, уверял, что ничего не помнит о том, как добрался из Оахаки в Лос-Анджелес.

Другим обстоятельством, которое произвело на меня впечатление, было его огромное чувство сиротства. В своих личных беседах он старался избегать этой темы. Однако я считаю, что он очень сильно страдал, не находя Дона Хуана среди живых. Он никогда не мог смириться с его уходом, и говорил мне об этом до конца.

Я могу свидетельствовать об его очаровании доиспанскими традициями. Мы имели несколько точек взаимного интереса, но главным было то, что я Кончера. Он понимал, что я имела источники древнего знания, отличные от тех, которыми пользовались антропологи. Я думаю, что он находил вдохновение в моем искусстве танцовщицы, или, может быть, он искал в традициях подтверждение, подкрепление знания, которое ему передал Дон Хуан.

Часто он у меня спрашивал, как случилось, что кончерос знают традиции толтеков. Я ему говорила то, что рассказывали мне: толтеки были первоначальными цивилизаторами, и они были не расой, а группой мудрецов, которые пришли к некоторым открытиям о человеке, о его судьбе и о природе восприятия.

Карлос тщательно изучал традиции, извлекая мельчайшие летали. Он интересовался не всем подряд, а только тонкостями. Как-то раз он спросил у меня, откуда современные танцоры знают толтеков. Я ему ответила, что мы получили информацию из устных сказаний, передающихся из поколения в поколение.

Однажды он пришел ко мне домой и объявил поистине фантастическую вещь: что он уходит в Гватемалу с другими товарищами, и что они собираются путешествовать пешком и не возьмут с собой денег.

Я обеспокоилась немного и спросила, имеют ли они необходимое снаряжение для такой экспедиции.

Он мне ответил, что им нет нужды в том, чтобы нести что-нибудь с собой, потому что Земля их укроет и даст им пропитание.

Когда он возвратился, рассказал, что путешествовали они три месяца, дошли до Гватемалы, и что все у них было замечательно, масса впечатлений. Земля действительно позаботилась о них.

Я не знаю, зачем они туда ходили, но думаю, искали соприкосновения с культурой древних майя. Потому что связь между традициями народов Севера Мексики и индейцев майя очень глубокая. Во всяком случае, меня не удивляет, что он и его друзья сделали такое пожертвование Земле мира майя.

Карлос не поддерживал прямой связи с учительницей Магдаленой, а только через Дона Хуана и стариков. Я имела возможность 11 лет быть рядом с ней. Она мне рассказывала, что маги выстраивают свою иерархию, в которой один должен другим, и каждый шаман имеет своего защитника. Обычно, эти защитники не принадлежат нашей реальности, но обязательно есть живой бенефактор.

Она имела возможность видеться с большим количеством шаманов. Иногда просила у них деньги, которыми потом помогала многим бедным людям.

Интересно, что и Дон Хуан и учительница Магдалена заявляли, что они убежденные католики. Дон Хуан был из числа тех, кто ходит на мессы каждое воскресенье.

Карлос мне рассказал, как однажды Дон Хуан привел его в церковь, но он отказался входить и остался ждать у входа, потому что у него были определенные предубеждения против религии. Когда они встретились снова, Карлос спросил:

«Послушайте, Дон Хуан, Вы что, исповедовались?»

«Да, — ответил он ему, — я исповедуюсь, причащаюсь и делаю все».

Позднее учительница мне объяснила эту связь с церковью. Она сказала:

«Как общественный человек, я католичка, но как ведьма, я свободна и не имею религии.»

Она мне сказала, что религия обладает большой энергией, поэтому не следует её отрицать. Маги приспосабливаются к привычкам своего окружения каждый раз, когда эти привычки не препятствуют сбережению энергии. Тогда они не изнашиваются, борясь с течением, они не имеют терзаний. Они такие свободные, что могут даже пойти и причаститься.

Также она мне объяснила, что маги видят Бога как энергию, а не как антропоморфное существо, которое за тобой наблюдает целый день, глядя, в который час ты встаёшь. Энергия — это не наказание.

«Бог меня наказывает» — это ложная идея о Создателе.

В Мексиканской традиции говорят, что Ометеотл (Ometeotl) распался сам и породил двойственность, или же мужской и женский принципы творения, и так произошел Человек. Древние знали о божественности то, чего мы сегодня не знаем. Они имели понятие о Мойокойани (Moyocoyani) — «О Том, Кто создал сам себя».

Вы хотите получить лучшее определение Бога? Тогда попытайтесь узнать, как организована Вселенная!

Учительница очень часто приводила меня на мессу и говорила:

«Я выполняю самую высокую миссию в церкви — творю милосердие. Я не беру денег за лечение, следовательно, я приобрела право на то, чтобы причащаться, не делая признания».

Однажды, когда я была в Мериде, я увидела церковь, дверь которой была открыта, и стала смотреть, что там происходит. В этот момент выходил священник. Мы были одни, никого не было у дверей. Священник подошел ко мне и спросил:

«Ты хочешь сделать признание?»

Я ему ответила:

«Откровенно, отец? Ты хочешь, чтобы я сказала правду? Я курандера и не верю в грех.»

Отец постоял, некоторое время глядя на меня, и сказал:

«Хорошо, дочь моя, не обязательно, чтобы ты делала признание».

Путь целителя каждый должен начинать с излечения самого себя. Следует начинать с предпосылки, что ты болен, и, прежде всего, лечить телесные болезни, а затем уже психические.

Нужно начинать с очищения кишечника от загрязнений. Это делается с помощью семи магических растений, из которых готовится чай, кишечные отмывания и рвотные снадобья.

Потом приходит черед парных, там тело очищается через пот, затем следуют ванны из трав и цветов. И целая гамма физических упражнений, массажи и вытягивания, которые служат для того, чтобы поддерживать подвижность тела и его хорошую форму.

Учительница, должно быть, видела, что Карлос нуждался в помощи, потому что однажды она мне сказала:

Передай Карлосу, что он должен учиться лечить себя. Учение — дверь в скрытый мир. И путь целителя каждый должен начинать с лечения самого себя».

Когда я встретилась с Карлосом, я передала её послание. И добавила:

«Я думаю, что было бы очень хорошо, чтобы ты встретился с нею для того, чтобы она тебе рассказала о способах твоего лечения».

Но я почувствовала, что он испугался этой возможности потому что у него была навязчивая идея, что люди высасывают энергию, а при лечении происходит большая отдача энергии от целителя к пациенту. Он всегда беспокоился на этот счет. Ему не нравились массовые собрания, он избегал фотографирований, утверждая, что они высасывают его энергию через фотографии.

Я ему отвечала: «Да, верно, что нашу энергию высасывают, но мы обновляемся, когда отдыхаем и едим. Не нужно бояться этого».

Несмотря на мою настойчивость, он не захотел пойти к учительнице. Я думаю, что он боялся. Однажды он приехал в Мехико и сказал мне: «Я уезжаю на Скандинавский полуостров».

Не помню, какую причину он назвал.

«Что хотят ведьмы в подарок?»

Он имел в виду учительницу и меня.

Я ему ответила:

«Не надо ничего, Карлос. Что это тебе пришло в голову делать нам подарки?»

Возвратившись, он привез отличные духи, поистине необыкновенного качества, и полотенца. Он передал мне наши подарки в разных пакетах. Я принесла учительнице Магдалене то, что ей причиталось, она взяла их и сказала:

«Передай, что я благодарю за духи. А полотенца будут приготовлены для него».

Кто знает, что она сделала с этими полотенцами, но в один день она дала их мне и попросила, чтобы я вручила Карлосу. Он не захотел принять полотенца обратно. Я заметила страх в его глазах. И полотенца все еще у меня.

Старая Флоринда и учительница Магдалена были не в ладах друг с другом. Причина заключалась в том, что учительница хотела, чтобы Карлос стал целителем, а Флоринда не хотела этого и рассердилась. Я думаю, она просто ревновала из-за того, что другая вмешивалась в дела её ученика.

Карлос мне рассказывал, что он был подавлен постоянным, неусыпным, твердым контролем со стороны старой Флоринды. Так как послание учительницы принесла я, Флоринда рассердилась также и на меня, хотя я была вообще ни при чем. Карлос мне рассказал, что она сильно ругалась и обвиняла меня в том, что я хочу изменить его путь. Однажды ночью я увидела старую Флоринду в сновидении, она обращалась со мной жестоко, затеяла ссору, стала осуждать за то, что я пошла в ученицы к Магдалене. Я ей ответила:

«Послушайте, сеньора, я никоим образом не хочу изменить Карлоса. Я — только курьер, я даже не осмеливаюсь иметь своего мнения. В чем я виновата? Это идеи моей учительницы Магдалены, так что и обращайтесь к ней».

На следующий день я пришла к учительнице и спросила её: «Говорила ли вчера с Вами Флоринда? Ночью она напала на меня сверху, и я послала её к Вам!» Она меня успокоила:

«Не тревожься, — сказала она, — эта старуха больше не будет приставать к тебе. Я поставила её на место!»

И действительно, она больше никогда меня не беспокоила. Однако Карлос позвонил и сказал, что Флоринда потребовала от него, чтобы он прекратил общение со мной, так что в течение длительного времени мы не могли встречаться. Это причинило мне много боли.

Через несколько лет молодая Флоринда приехала в Мехико и проводила конференцию в салоне, где-то в районе Холмов. Моя подруга узнала об этом и предупредила меня. Когда мероприятие закончилось, Флоринда сказала мне:

«Слушай, приходи повидаться с Карлосом. Он сейчас в доме Гринберга!»

Я ей ответила:

«Знаешь, Флоринда, есть некоторая преграда между Карлосом и мной, — и рассказала историю нашей ссоры со старой Флориндой.»

Но она меня утешила;

«По воле судьбы, Соледад, той преграды больше не существует: Флоринда ушла и ссора закончилась. Пойдем со мной, я отвезу тебя к Карлосу».

Я ей ответила:

«Слава Богу! Замечательно!»

Я немного боялась этой встречи, но когда мы пришли в дом Хакобо, Карлос так долго обнимал меня, как не обнимал ни один человек за всю мою жизнь. Это продолжалось десять минут. Он сильно прижался своим лицом к моему и сказал присутствующим:

«Смотрите, это моя сестрёнка. Правда, мы похожи?»

В последний раз я его видела во время конференции, которую он проводил в Доме Тибета. Я немного опоздала, встреча уже началась. Я села в конце зала, чтобы не привлекать к себе внимания, но хорошо все слышала и видела.

Когда он закончил свое выступление, двинулся к выходу под руку с Кэрол Тиггс, ступая очень мелкими шагами, как слабый старик. Она его поддерживала, потому что он уже не мог идти самостоятельно. Я была сильно поражена его состоянием, потому что раньше он был как юноша, во всем своем блеске.

Я обняла его с большой радостью, сожалея лишь о том, что он буквально разваливается у меня в руках. В голове не укладывалось: как могло случиться, что за столь небольшой промежуток времени Карлос так низко упал с высочайшей вершины своего энергетического уровня.

Он как будто прочитал мои мысли и ответил:

«Ты знаешь? У меня очень серьезная проблема: одна моя нога здесь, а другая — черт знает где. Соледад, я ходил очень далеко и теперь не могу собрать свои части. Поэтому я так болен».

Он полагал, что его болезнь на самом деле была энергетической проблемой: он застрял в одном из своих сновидений, и уже не мог собрать воедино свою целостность. Он с горечью пожаловался:

«Ты представляешь! Я всегда был таким независимым, а сейчас нуждаюсь в их помощи, они меня держат, даже когда я купаюсь!»

Потом добавил:

«Если я сумею собрать свои части снова, я вернусь в Мехико и позову тебя. Если нет, тогда, Соледад, мы увидимся уже там. Помни, что у нас с тобой назначено свидание в другом мире».

Он был прав, несколькими годами раньше мы встретились в мире, который не является человеческим. Мы скрепили соглашение небольшим ритуалом, состоявшимся в зале моего дома.

Никогда больше он не приезжал в Мехико. Сказали, что он умер от рака печени, но я думаю, что это объяснение было дано, чтобы выполнить формальности.

По моему мнению, чем пересказывать анекдоты о личной жизни Карлоса, лучше отметить его монументальное значение для Мексики. Он — исследователь, который открыл наши традиции всему миру. Его книги переведены на все широко распространенные языки, и все могут изучать наш гигантский культурный и духовный вклад. Мексика благодарна ему и имеет вечный долг перед ним.

Первый эпизод сериала по книге «Учение дона Хуана»

Первый эпизод сериала по книге «Учение дона Хуана»

Завершается производство первого эпизода «Пятно» из анимационного сериала по книге Карлоса Кастанеды «Учение дона Хуана. Пут знания индейцев племени Яки». Мы взяли интервью с создателем, режиссером этого проекта Яро Лексом.

Вы инициатор и вдохновитель этого проекта, не так ли? Как вы пришли к этой мысли, почему решили снять этот фильм? Расскажите немного о себе.

Меня зовут Яро. Я основатель проекта «Икстлан». О себе особо нечего сказать, кроме того, что у меня есть некоторый опыт работы в компьютерной графике и я очень люблю кинематограф. Я познакомился с книгами Кастанеды, когда мне было 18 лет. Меня всегда восхищали его истории. Много раз я представлял себе различные сцены из его книг в моей голове, и я бродил по этим образам, как если бы это могло происходить на экране. Думаю, мой практический интерес к кинематографии был вызван главным образом моим сильным желанием снять фильм о Карлосе самому:)

И в один прекрасный день, когда я ощущал себя тупым и уставшим от некоторых обстоятельств, которые случились в моей жизни, меня пронзила внезапная мысль – почему бы не попробовать самому сделать что-то вроде фильма по книгам Кастанеды? И это стало началом проекта Икстлан.

В конце концов, я твердо верю, что только намерение сделало этот проект возможным. Это давало мне силы сотни раз, когда я был готов сдаться. Я очень благодарен своим товарищам, которые присоединились ко мне, и всем вкладчикам из 30 стран мира, которые помогают нам воплотить этот фильм в жизнь!

Первый эпизод сериала по книге «Учение дона Хуана» 1

You are the initiator and mastermind of this project, aren’t you? How did you come to this, why did you decide to make this film? Tell us a little about yourself.

My name is Yaro. I’m the founder of the Project Ixtlan. There’s not much to say about myself exept that I have some experience in computer graphics and I really love cinematography. I got acquainted with Castaneda’s books when I was 18. I was always admired by his stories. Many times I imagined different scenes from his books in my head and I wandered if ever we can watch these stories on a screen. I guess my practical interest in cinematography was primarily sparked by my strong wish to make a movie about Carlos myself:)

And one day, when I was thick and tired of some circumstances which took place in my life, I had a sudden thought — why not to try to make a kind of movie based on Castaneda books myself? And this was a begining of the project Ixtlan.

After all, I firmly believe that only Intent made this project possible. It gave me strength hundreds of time, when I was ready to give up.  I’m very grateful to my comrades who joined me and to all contributors from 30 countries of the world, who help us make this movie come to life!

Практикуете ли вы магические пассы, перепросмотр, походку силы и другие вещи из книг?

У меня есть некоторый опыт в походке силы, сновидениях и перепросмотре. Я считаю, что одной из важнейших задач для практикующего является внутреннее безмолвие, прекращение внутреннего диалога. К сожалению, у меня пока нет опыта в магических пассах, но я занимаюсь йогой)

Do you practice magic passes, recapitulation, power walk, and other things from books?

I have some experience in power walk, dreamings and recapitulation. I believe that one of the most important task for a practitioner is the inner silence, stopping the internal dialogue. Unfortunately, I have no experience in magical passes yet, but I practice yoga)

Первый эпизод сериала по книге «Учение дона Хуана» 2

Пытались ли вы заручиться поддержкой своего проекта в Cleargreen или у других учеников Кастанеды? Или от каких-то крупных студий и продюсерских компаний?

Да, я пытался связаться с правообладателями в самом начале проекта, но безуспешно. Конечно, было бы неплохо получить отзывы и поддержку от Cleargreen. Все-таки это фанатский проект, мы на нем ничего не зарабатываем. Единственное намерение, которое у нас есть, – это выразить нашу благодарность человеку, который дал нам кубический сантиметр шанса.

Have you tried to get support for your project from Cleargreen or other Castaneda students? Or from some major studios and production companies?

Yes, I have tried to get in touch with copyright holders at the very beginning of the project, but without any success. Of course it would be nice to have some feedback and support from Cleargreen. Still, this is a fan based project, we don’t earn anything from it. The only Intent we have is to express our gratitude to a man who gave us all the cubic centimeter of chance.

Мне кажется, что такой фильм, который вы пытаетесь создать вряд ли когда-нибудь сможет окупить все затраты. Что вы думаете об этом?

Да, нет никакого способа окупить затраты времени и Намерения. Это бесценно 🙂

It seems to me that such a film that you are trying to create it is unlikely that it will ever be able to recoup all expenses. What do you think about it?

Yeah, there’s no way to recoup the expence of time and Intent. It is priceless:)

Всю книгу нельзя поместить во фрагмент ролика. Как вы выбирали моменты и сцены?

Мы пошли самым простым путем – взяли одну главу из первой книги :)) На самом деле я согласен с вами, невозможно охватить все книги или даже одну книгу в одном фильме. Поэтому мы планируем делать сериал, начиная с первой книги.

The entire book cannot be placed in a movie clip. How did you choose your moments and scenes?

We did the most primitive way — making a single chapter of the first book:)) Actually I agree with you, it’s impossible to embrace all books or even one book in a single movie. That’s why we plan to make series, starting from the 1-st book.

Первый эпизод сериала по книге «Учение дона Хуана» 3

Понятно, что основная аудитория фильма — это люди, которых книги Карлоса глубоко тронули. Как вы думаете, понравится ли ваш фильм людям, которые никогда не читали Кастанеду?

В первую очередь, проект Ixtlan ориентирован на основную аудиторию – последователей нагвализма. Нет главной цели привлечь новых людей, но, конечно, мы будем более чем счастливы, если кто-то откроет для себя книги Кастанеды после просмотра нашего фильма.

It is clear that the main audience of the film is those people who were deeply affected by Carlos ‘ books. Do you think your film will appeal to people who have never read Castaneda?

Foremost, project Ixtlan is aimed at the core audience – the followers of nagualism. There’s no primary goal to attract new people, but of course we’ll be more than happy if someone discovers Castaneda’s books after watching our film.

Почему вы решили снимать фильм по первым книгам, а не по 4, 5 или 6? Что послужило причиной выбора?

Причина выбора 1-й книги была логичным выбором. Во-первых, это было самое начало учения дона Хуана и первое испытание для Карлоса. Во-вторых, действие первого эпизода происходит на единственной локации – крыльцо дома Дона Хуана. Поскольку это малобюджетный фильм, для начала нужно было взять что-то, с чем мы справимся. Следующая серия должна быть намного сложнее и разнообразнее 🙂

Why did you decide to make a film based on the first books, and not on 4, 5 or 6? What was the reason for the choice?

The reason to choose the 1-st book was a logical choice. Firstly, this was the very beginning of Don Juan’s teaching and the first challenge for Carlos. Secondly, the first episode take place on a single location — the porch of DJ’ house. Since this is a low-budget film, we had to take something for start that we can handle. Next series should be much more complicated and diverse:)

Сколько длится сам фильм? Почему вы выбрали именно эту технику съемок?

Продолжительность первой серии 43 мин. Техника полу-живописи, которую мы использовали для этого фильма, была выбрана из-за намерения сделать его чем-то вроде сюрреализма, более сновиденного характера, чем обычная съемка, а также из-за всех имеющихся у нас ограничений. Нам пришлось снимать все в довольно ограниченной студии и добавлять все фоны компьютерной графикой. Это была основная причина, по которой потребовалось столько времени — один человек и более чем 400 снимков с VFX;))

How long does the movie itself last? Why did you choose this particular shooting technique?

Duration of the first episode is 43 min. The semi-painting technique, we used for this movie, was chosen because of the intent to make it a kind of surreal, more with a dreamy nature then just an ordinary shooting, also because of all limitations we got. We had to film everything in a quite limited studio and add all backgrounds with computer graphics. This was the primary reason it took so long – a single man and more then 400 shots with VFX;))

Первый эпизод сериала по книге «Учение дона Хуана» 4

Как и когда зрители из России, Украины и Беларуси смогут посмотреть этот фильм? Можно ли будет посмотреть ваш фильм в платной онлайн видеотеке?

Мы планируем как можно скорее выпустить серию на платформе Vimeo on Demand. Сначала все наши участники получат доступ к этому фильму, затем все остальные. Как вы знаете, в фильме у нас два языка – английский и русский. Я знаю, что у Карлоса Кастанеды огромное количество фанатов в России, Украине и Белоруссии, надеюсь, они не разочаруются 🙂

How and when will viewers from Russia, Ukraine, and Belarus be able to watch this film? Will it be possible to watch your film in a paid online video library?

We plan to release the episode via Vimeo on demand platform as soon as possible. At first, all our contributors will get access to this film, then everybody else. As you may know, we got two languages in movie – English and Russian. I know that there’s a huge fan base of Carlos Castaneda in Russia, Ukraine and Belorussia, hope they will not be disappointed:)

Думаете ли вы продолжить съемки или хотите сделать перерыв после премьеры?

Подождите, пока мы запустим новый сайт. Это только начало 🙂

Do you dream of continuing filming or do you want to take a break after the premiere?

Please wait till we launch a new site. This is just a begining:)

Сайт проекта Икстлан

 

Полгруши со сливками. Энигма нагваля

Полгруши со сливками. Энигма нагваля

Комментарии Даниеля Лоутона к материалам фильма «Карлос Кастанеда: загадка мага»

Этот комментарий написан учеником Карлоса Кастанеды Даниелем Лоутоном к дополнительным материалам к фильму «Карлос Кастанеда: загадка мага» — Carlos Castaneda: Enigma of a Sorcerer. Подробнее о содержании и контексте фильма вы можете прочитать ниже.

«Позвольте мне добавить немного контекста к этим видео.

Я Даниэль Лоутон, обучавшийся у Карлоса в так называемой индивидуальной группе.

Мое намерение состоит в том, чтобы сохранить магию Карлоса Кастанеды, сделав это общедоступным местом для поклонников его книг. Я хочу создать маленькое сообщество людей, которые будут способны останавливать мир и сновидеть наяву и давать новичкам полезные советы. Остановка мира дает тебе знание о пустоте присущей всему. Технически это является просветлением Дзэн, хотя и временным. Это дает понимание, как использовать намерение. Возможность использовать намерение приводит к захватывающему сновидению наяву. Сновидения наяву ведут к легко выполнимому совместному сновидению. Совместное сновидение ведет к нарушению законов физики. Нарушение законов физики ведет к заинтересованности. Данные усилия, изложенные в письменном виде впоследствии позволят в будущем осветить путь людям, которые прочтут книги Карлоса и заинтересуются. Выполнение данной работы является трудной задачей. Люди не должны принимать во внимание что говорят так называемые скептики, которые не имеют ни малейшего понятия, о чем они говорят. Вот для чего эти видео. Чтобы все было открыто, чтобы можно было вести разумные дискуссии об этом.

За месяц или два до смерти Карлоса он пригласил меня в свой дом в Пандоре. Он поставил меня рядом с деревянной опорной балкой в главном входе, мне говорили, что в этом месте располагалась трещина между мирами. Это было место силы. Я терпеливо ждал, чтобы понять, для чего он попросил меня прийти. Он вытащил половину груши, покрытой мексиканскими сливками. Я предположил, что исходя из того, что он нам только недавно рассказывал на частных уроках, эта груша росла там, над этой самой крышей, в этом самом доме, и что именно он собирал с нее плоды. Я съел ее, и он отправил меня домой. В течение 22 лет я так и не понимал, что это было. причины. Один китаец услышал мою загадочную историю и указал, что это старый китайский способ попрощаться учителю с учеником. Он имеет отношение к двум символам, используемым для написания слова груша, и к тому, как меняется значение, когда остается только один из них. Позже, может быть, через несколько недель после того, как он дал мне грушу, он отвел меня одного в сторону и объяснил, что никто не верит, что он умирает. У нас был небольшой разговор об этом. И вскоре после этого он умер.

Он оставил меня в качестве свидетеля и да, он умер. Позвольте мне развеять слухи. Он не прячется где-то там вместе с Элвисом. Когда он умер, в приватной группе возникло замешательство, также как и среди участников семинаров. Если вы хотите узнать подробности, вы должны будете найти мои записи в другом месте. Но, по своей сути, магия на самом деле требует от вас много тяжелой работы, прежде чем она станет функциональной. Недостаточно пойти в специальный класс, и убедиться, что вы приехали вовремя. Вы не можете учиться таким образом. Это совсем не то, к чему мы привыкли. На самом деле, вы учитесь магии, не обучаясь. Не путем обучения. И вы должны практиковать «не-обучение» по несколько часов в день. Каждый день. Это ничем не отличается от того, чтобы научиться играть на трубе достаточно хорошо, чтобы участвовать в шоу в Лас-Вегасе. Или научиться хорошо играть в теннис или баскетбол. Вам действительно нужно работать!

Так же помогает, если кто-то, кто уже сделал работу, дает вам несколько советов о том, что работает быстрее всего. То, что работает быстрее всего, — это то же самое, что и самым интересное, так что вы с нетерпением ждете практики. Я знаю всех людей в этом видео и не буду комментировать их по отдельности. Но я пытался их заманить обратно на тот же путь. Все техники Кастанеды сейчас работают. Множество людей изучают второе внимание, останавливая мир и даже собирая другие миры. Точка сборки больше не является размытой концепцией. Научиться ее двигать легко. Совместное сновидение теперь доказано. Также как и передвижение объектов просто взглядом. Ведьма, которой Карлос уделял особое внимание, может даже нарушить законы физики. Ее тело сновидения является твердым и может касаться вас, когда вы бодрствуете. Это четко видно.

Карлос одарил дарами некоторых конкретных людей. Я не знаю, что он на самом деле планировал, но это случилось. Эта ведьма предположительно получила твердое тело сновидения. Она также является хранительницей неорганических существ. С ее помощью мне можно будет когда-нибудь поделиться ими со всеми вами. Они группируются возле нее иногда подчиняясь ее приказам. У нее есть 2 союзника Карлоса. Другие двое остались с Ла Гордой.

Карлос не обновлял мое тело сновидения. Но он сделал его частью моего бодрствующего тела. Он интегрировал оба. Таким образом, я получил сновидение наяву в качестве подарка. Бодрствующие сновидения — это дверь к неорганическим существам, в их царство и совместные сновидения. У других участников этих видео, так же несомненно, есть разные дары. Но нет способа узнать, какие способности они приобрели, потому что они перестали пытаться. Проведите параллель с учениками из Книг Карлоса. У каждого был какой-то особенный талант, который был подготовлен доном Хуаном и его группой. Дон Хуан развалил эту группу, и ученики стали злыми и воинственными, и Карлос был вынужден попытаться собрать их вместе, отчасти исходя из того, что они могли делать удивительные вещи. На это же способны и бывшие ученики занятий с Карлосом. Они просто не знают об этом.

Все люди, которых вы видите в этих видео, были «отщепенцами». Это всегда происходит так, когда люди ломают систему и пытаются заниматься чем-то столь же невозможным, как магия. «Нормальных» людей там нет так как они «наслаждаются» своей стабильной жизнью. Это всегда лишь несчастные или странные люди, которые бросают все это, чтобы «бросив кости» выбрать что-то странное. Я тоже был одним из этих странных людей. Но я смотрю на всех людей, которых я когда-либо знал, стандартных и маргиналов, и понимаю, что все они заканчивают жизнь в полном страдании. Все, во что они верили, что должно принести им счастье, в конечном итоге терпит неудачу. Погоня за счастьем — это печальный путь. Единственное, что приносит людям бесконечное счастье — это магия. Мы учимся и растем, одновременно исследуя неизвестное. Вы растете в знании, вместо того, чтобы устать и впасть в депрессию, так как погоня за счастьем неизбежно ведет вас к этому. Если вы хотите избежать этого, вам просто нужно остановиться и следовать намерению. Прыгайте. Карлос говорил это почти ежедневно нам. Просто выберите что-нибудь и прыгайте. Нет никаких гарантий, что у вас все получится, но если вы потратите несколько часов в день, вы непременно испытаете удивительные вещи. Вам не придется отказываться от своей нормальной жизни. Просто добавьте в нее практику. Люди, которых вы видите в этих видео, сильно пострадали, когда Карлос умер. Так что, если вы посмотрите эти видеоклипы и придете к выводу, что все люди в классах Карлоса были запутаны и немного сумасшедшими, вы будете правы. Но все техники упомянутые Карлосом, работают точно так, были описаны в его книгах».

О фильме «Карлос Кастанеда: загадка мага»

В 2004 году на экраны вышел фильм Ральфа Торьяна «Карлос Кастанеда: загадка мага».

Фильм представлял собой устаревшую уже в 2004 году нарезку из «галлюциногенных» образов в духе середины 70-х под странную музыку и сменяющие друг друга «говорящие головы». Ленту озвучивал Питер Койот, актер, чей голос также звучал в аудиокнигах Карлоса Кастанеды.

Главной героиней фильма была Эйми Уоллес, дочь одного из друзей Карлоса, которую тот ввел в ближний круг ведьм – она обладала наибольшим объёмом «инсайдерской» информации, хотя, как было видно в фильме, была и наиболее «травмированным» участником этого сценария. Спустя 9 лет мы все узнали, что она умерла от передозировки наркотических антидепрессантов, на которых, вероятно «сидела» уже в момент съемок. Эйми за несколько лет до этого фильма написала «разоблачающую» Карлоса и его окружение книгу – довольно слабую, беспорядочную, проникнутую глубокой жалостью, сплетнями и домыслами. Книга была написана уже под влиянием депрессии и чувства сломленности.

К примеру, среди гостей фильма был одержимый критик Карлоса, Ричард Де Милль, который, буквально был одержим (и не скрывает этого) разоблачением Карлоса Кастанеды. Когда то в 50-х годах он был сподвижником создателя новой религии — саентологии Рона Хаббарда. Разочаровавшись в своем «учителе», он начал искать нового. И вначале он был очарован книгами Кастанеды, считая что нашел нечто «настоящее», но потом снова ощутил себя обманутым и начал яростно преследовать Карлоса. Например, уже после смерти Карлоса он буквально наседал на близкую приятельницу Кастанеды, антрополога Барбару Майерхоф, убеждая ее что все, что что ей говорил Карлос — обман и ложь и мошенничество. Нормальным, конечно, такое поведение трудно назвать.

Гостем фильма был и писатель Даниель Ноель, который описывает книги Карлоса как «клоунаду» и «пародию» на антропологию.

В фильме присутствует писатель Роберт Мосс, который активно использует терминологию и образы из книг Кастанеды для раскрутки собственных курсов и семинаров по сновидению.

Среди других почетных гостей был Ричард Дженнингс, адвокат и гей, бывший участник группы воскресных практик. Ричард был создателем проекта sustainedaction.org, сверхцелью которого после смерти и ухода Кастанеды стало собрать вместе все «разоблачения» Карлоса и ведьм. Дженнингс стал тем человеком, который мстительно и целеустремленно аккумулировал на своем ресурсе все аргументы, документальные свидетельства, низводящие его учителя до «простого человека», обманщика и фантазера, придумавшего историю про встречу с Доном Хуаном.

В фильме засветился мексиканский плут Виктор Санчес, который после посещения пары семинаров, написал книгу о том, как правильно практиковать учение «Дона Карлоса» и имел привилегию получить судебный иск от адвокатов Карлоса. Обидевшись на претензии Карлоса, он провозгласил лозунг «учиться у Кастанеды вопреки Кастанеде», а еще позже, поняв, что на кастанедовской волне он долго «кататься» не сможет, переключился на индейцев уичолей, объявив тех «толтеками», а себя, соответственно – учеником и продолжателем традиции толтеков.

Подавленными выглядели две участницы фильма — Валери Кадиум, простая, добрая и немного наивная участница классов. И Мелисса Ворд, которая выглядит как очень ранимая и раненная участница классов Кастанеды, входившая в ближний круг Карлоса. Обе эти ученицы Кастанеды выглядели наиболее искренними, растерянными и печальными, на мой взгляд.

Иными словами, большинство рассказчиков этого фильма были если не прямыми противниками Карлоса, то его разоблачителями или раненными последователями. То есть – имели с ним прямой или косвенный «конфликт интересов». Из простого перечисления участников понятно, чем фильм должен быть стать.

Была всего пара «нейтральных» гостей, наподобие Феликса Вулфа, которые смогли извлечь уроки из полученного знания.

Фильм не получил признания, провалился в прокате, и был проигнорирован зрителями.  За первый уикенд в США он собрал 4,236 долларов, а за все годы принес создателям: $107 тыс долл., едва отбив расходы на свое производство.

Вот примеры откликов зрителей и кинообозревателей с сайта IMDB (перевод с английского):

Прочитав большинство книг Кастанеды и прочитав много критических замечаний к его произведениям, я нашел общую тему этого документального фильма.

Это также худшее кинопроизводство, которое я видел. Психоделические визуальные эффекты отвлекают и передают мало полезной информации. Как будто продюсер обнаружил несколько эффектов на микшерном пульте и использовал их самым простым способом.

 Если вам понравились книги в целом, этот фильм ничего не добавит. Если вы пытаетесь найти правду о человеке, то Интернет — ваш союзник. Наслаждайтесь его книгами за то, что вы найдете в них — немного содержательной философии, много дзен и хорошие истории.

 ***

Я живу в Мексике, я читал книги Кастанеды, и эта «загадка мага» — плохой фильм. Вы узнаете, что такое Карлос Кастанеда, читая его книги и ища информацию в Интернете. Этот документальный фильм не предлагает никакой интересной или полезной информации.

 Этот фильм хочет быть похожим на «What The Bleep» по визуальным эффектам и «панельными экспертами», но с плохими эффектами (любой компьютер с визуальными эффектами, такими как Winamp или I-мелодии, делает то же самое)

 Также не говорится о сознании или различных состояниях сознания, может быть, я рассчитывал, что это может быть фильм, который исследует восприятие и различные человеческие (колдовские) способности, но ничего из этого.

 Все, что вам нужно, это книги.

Даже для новых людей, которые хотят знать о нем, я не рекомендую этот фильм.

 ***

Я наткнулся на этот документальный фильм о Кастанеде с намерением уделить ему серьезное внимание, чтобы узнать что-то потенциально новое. Прежде чем продолжить, позвольте мне сказать, что я знаком с Кастанедой только по репутации. Я знаю, что он был писателем, стал гуру. Я знаю, что он использовал психоделики и нашел просветление, предмет, к которому я всегда открыт. Я знал о характере Дона Хуана, но ничего конкретного. Я надеялся, что «Загадка мага» прояснит мне некоторые вещи

Как документальный фильм, этот фильм — полный провал. Созданная бывшим последователем шамана, группа фанатиков рассказывает о том, каково было учиться у Карлоса Кастанеды. Поскольку фильм сразу теряет фокус, я оставался в замешательстве на протяжении всего документального фильма. Я думал о нем все меньше и меньше по мере продвижения фильма.

Этот фильм отрицательно восприняли те, кто считал Карлоса Кастанеду своим вдохновителем и учителем. Он оказался неинтересен тем, кто ничего не знал о нагвале. Но точно также его в штыки приняли и те, кто считал Карлоса врагом прогрессивного человечества, организатором тоталитарной секты, мучителем и сатаной.  На их взгляд, этот фильм был «слишком комплиментарным» по отношению к такому «чудовищу» и «маньяку» Карлосу.

Я уверен, что истина в этом, о и еще где-то в стороне. Фильм был откровенно слабым, потому что в первую очередь презентовал творческое эго его создателей, а не суть Кастанеды как человека или нагваля. В итоге, он превратился в коллекцию жалоб от нескольких подавленных и по настоящему (в медицинском смысле) депрессивных женщин, и коллекцию самолюбования от нескольких не слишком развитых мужчин. Он действительно почти не содержал никакой новой и интересной информации ни для сторонников Карлоса, ни для его критиков, а тем более для тех, кто не читал книг Кастанеды. И фильм выглядел откровенно жалким на фоне самих книг и образов Кастанеды.

Карьера автора и создателя фильма в качестве режиссера вскоре закончилась. Было еще несколько попыток снять кино о «плохом» и «ужасном» Кастанеде с участием того же круга людей, но все они были еще более беспомощными. О попытках создать кино по мотивам самих книг Карлоса или скажем так, более зантересованных в знании, мы расскажем позднее.
 

Фильм о Кастанеде в ограниченном прокате

Фильм о Кастанеде в ограниченном прокате

Документальная лента (а, если точнее, нарезка интервью с учениками, коллегами, друзьями и недругами нагваля) «Тайна Карлоса Кастанеды», о котором мы уже писали, выходит в очень ограниченный прокат с 25 апреля. С 26 апреля фильм можно будет посмотреть в Москве в 5 кинотеатрах (Формула Кино ЦДМ, Формула Кино Горизонт, Парк на Калужской, Синема Парк Метрополис на Войковской, Формула Кино Европа). В каждом кинотеатре фильм будет идти один раз в день в течение всего трех дней. Московская премьера 25 апреля — в одном единственном кинотеатре, Формула Кино Горизонт на Фрунзенской. 

В Петербурге прокат еще более ограничен — фильм будет показан всего в двух кинотеатрах, зато в течение 5 дней, и на сутки раньше, чем в Москве — с 24 апреля.  Фильм в эти дни можно будет посмотреть в Рязани, Новосибирске (в 2 кинотеатрах), Краснодаре, Ижевске,  Волгограде, Туле, Саратове (в 2 кинотеатрах), Красноярске, Калининграде, Ульяновске, В Нижнем Новгороде (в 2 кинотеатрах), Воронеже, Белгороде, Самаре, Тюмени, Челябинске, Набережных Челнах, Уфе, Екатеринбурге. Отрадно, что во многих из перечисленных городов есть группы практикующих, которые смогут посмотреть ленту и сопоставить свои впечатления с анонсом и с нашими рецензиями. Правда, такие города как Пермь, Смоленск, Ростов-на-Дону, к сожалению, остались без проката. Также под вопросом прокат ленты в Украине.

Билеты на сеансы можно приобрести онлайн уже сейчас: https://kinoteatr.ru/film/tayna-karlosa-kastanedy/

Это первый случай, когда Рената Мюрез и Брюс Вагнер официально, в качестве учеников Кастанеды, оказываются в фильме, который идет по легальным каналам на большом экране. Что само по себе достаточно символично и радостно. Не вызывает никаких сомнений, что если бы подобный фильм в России был снят 15-20 лет назад, его прокат не был бы столь ограниченным и мы бы увидели не в 21 городе, а возможно, во всех. На мой взгляд, в нулевые, очень многие шансы для популяризации тенсегрити были упущены. Не знаю, сознательно или нет. Вместо этого, нас кормили своими обиженными и разочаровывающими историями BBC («Байки из джунглей»), книгами Эми Уоллес и другими подобными продуктами. Вышла хренова туча подделок и паразитических текстов. Публичных и массовых историй, фильмов и продуктов в поддержку и в воодушевление сообщества практикующих практически не было с момента выхода последних книг и видео «Тигр Намерения». Да и то, тигр, по последним сведениям, оказался кошкой*. Примерно с середины нулевых окно возможностей для прямой популяризации по моим ощущениям начало закрываться. Но в 2018 году сужающееся окно словно бы приостановилось, и даже чуть-чуть приоткрылось. Удивительно (это уже я писал, но скажу снова), что в это окно прошел человек абсолютно чуждый миру тенсегрити, из другой традиции и со своими личными интересами. Поэтому и  фильм, получился двусмысленным по намерению. Но он, по крайней мере получился и вышел. Что лучше, если бы было ничего.  И лучше поздно, чем никогда.

В общем, смотрите. Пропускайте лапшу и домыслы мимо ушей (их в этом фильме тоже немало). Ловите дух.

 

[DP_Grid_View_Related_Posts dp_postid=»3941″ dp_title=»Статьи о фильме»]

 

 

Отчет о фильме «Тайна Карлоса Кастанеды»

Отчет о фильме «Тайна Карлоса Кастанеды»

Итак, наша редакция в полном составе вместе с делегацией депутатов съезда народных практикующих толтекского союза посетила с официальным визитом сей мир в его минуты роковые презентацию нового фильма Владимира Майкова «Тайны Карлоса Кастанеды».

Что имеем сказать критического:

  • Фильм довольно неровный по ощущениям, поскольку какие-то совершенно наивные моменты соседствуют в фильме с очень мощными. В частности,  впечатления практикующего, который захватил пару семинаров, соседствуют с речью учеников Кастанеды, чья жизнь была действительно глубоко затронута нагвалем. Он присутствовал на презентации и сам удивлялся, что его взяли в фильм. И мы удивлялись тоже.
  • Визуальный ряд очень беден: авторы так и не нашли что показать зрителям. В итоге мы имеем: несколько общеизвестных фотографий Карлоса и его ведьм, говорящие головы и картины художника, который иллюстрировал книги Карлоса в издательстве «София». Как человек проехавший по части Мексике несколько раз, я знаю, что в ней совсем нетрудно найти самые впечатляющие виды и визуальные образы. Но этого не было сделано. Кроме того, в визуальный ряд досадно вклинилась левая фотка однофамильца Кастанеды (это известная ошибка, которую воспроизводят многие сайты), а также некоторые фотографии из буддийских храмов из Азии (зачем?).
  • Авторы не сделали какой-то заметной исследовательской работы. Фильм был заявлен как разгадка тайн Карлоса Кастанеды, но выглядело это как торопливый трип по самым доступным верхам. Рената Мюрез, Брюс Вагнер, Антонио Карам – на историях которых и держится костяк фильма, все это вполне доступные и очевидные люди, которые нередко светятся на публичных выступлениях. Однако в США и Мексике живет множество людей, которые также были глубоко вовлечены в личное взаимодействие с Карлосом Кастанедой: от Майлза и Мариви де Терезы до Розы Колл. Множество друживших и общавшихся с Карлосом живы и вполне доступны – стоило копнуть чуть глубже. Это что касается людей. А относительно исследования круга идей, этого сделано не было вообще. Единственное, что было понятно стремление авторов «переобозначить» традицию толтеков: это буддизм, это выдумки, это фантазии.
  • Выглядела как очевидная и не очень красивая манипуляция автора фильма – его попытка склонить всех пришедших на кинопоказ на свою сторону: вы пришли на Кастанеду, а вот вам трансперсональная психология (которая, как бы, и является разгадкой «тайны Кастанеды»). Все это было похоже на мошенничество: представлять себя и свою команду, участвовавшую в переводе и съемках, как неких «знатоков» по Кастанеде. Постойте-ка: переводчик интервью с Ренатой Мюрез или иллюстратор его книг становятся автоматически «знатоками» и специалистами по Кастанеде? Серьезно? В итоге дискуссия по следам фильма именно так и выглядела: человек выходит и задает вопрос о том, что у него не получаются осознанные сновидения, а со сцены ему отвечают люди, которые про сновидения реально ни в зуб ногой. Поэтому и хлопки зрителей на сессии вопросов и ответов были жидкими, а больше половины зрителей ушли после самого фильма. Слишком очевидной была агитация автора за трансперсональный бизнес. Такое внутреннее противоречие очень ослабляло общий эффект от фильма.
  • Линия авторов, которую они пытались настойчиво продвигать в фильме, вступала в очевидное противоречие с тем материалом, который у них был в наличии. Идея, что трансперсональная психология дает ответы на поиски, вопросы и загадки Кастанеды, а типа, сами практики Кастанеды на это ответа не дают (такие как тенсегрити). Такая переагитация своеобразная – бросайте ваши пассы, приходите ко мне на семинары по трансперсональной психологии. Но, слава Дону Хуану, материал оказался сильнее авторов. Имеющий уши да услышит и поймет все, что ему нужно.

 Теперь, что касается положительных моментов фильма (а они были и их было немало).

  • Во-первых, сам факт кинопоказа уже является очень положительным моментом. Вокруг имени Кастанеды давно не было заметной внешней активности. Так получается, что тенсегрити сообщество очень замкнуто на самом себе и живет в полуподпольном положении, на краю социума. Поэтому привлечение внимания к Кастанеде считаем радостным событием. Учитывая вместимость зала, по нашим наблюдениям на встречу пришло порядка 350 человек.
  • Второе: организация мероприятия была вполне на уровне. Это заслуга компании Глориум. И место, и зал, и сервис – все было на высоте. А в буфете подавали коньячок с бутербродиками с красной рыбой:) Некоторые практикующие воспользовались — я видел!
  • Третье: в фильме впервые прозвучало несколько довольно сильных историй от Ренаты Мюрез, Брюса Вагнера, Антонио Карама, Майкла Харнера и некоторых других. Например, история с «проверкой» способностей Кастанеды неким ученым. Напомню, это история о том, как некий антрополог предложил Кастанеде проверить его способности. Кастанеда в ответ предложил тому написать на бумаге список из 7-8 друзей и отдать этот список жене. Тот так и сделал, и вскоре забыл об этом. После этого Кастанеда предложил (спустя несколько месяцев) тому ученому вспомнит про этот список и обзвонить их всех, и задать им один и тот же вопрос: что им снилось этой ночью? Ученый так и сделал: в итоге, к его удивлению – все они сказали, что а)запомнили сегодняшний сон, б) им снилось какое-то животное. Кастанеда сказал ему, что в ту ночь послал всем этим знакомым в их сны свое животное-нагуаль.
  • Также для меня стала понятнее роль Майкла Харнера, который патронировал и помогал студенту Кастанеде в период его становления, поддержал его в трудные моменты и помогал изданию первых книг. Это стало открытием для меня. Спасибо, Майкл!

 Помимо условных «плюсов» и «минусов», хочется отметить следующие моменты. Фильм лично для меня ярко выявил трагическую фигуру Тони Карама, «Тони Ламы». Он много в этом фильме говорит, и от его речи лично у меня сложилось впечатление какой-то надломленности внутренней… Даже его положение тела говорило об этом. И вот эти его настойчивые поиски буддизма в линии Дона Хуана… Понятно, что китайский матрос, который вовсе не был каким-то проповедником традиции чань, но, по некоторым свидетельствам бывший мастером единоборств, став частью магической линии, разумеется, мог что-то привнести в тысячелетнюю традицию – например, некоторые особенности выполнения пассов, новые формы движений, но вряд ли речь может идти о том, что чань буддизм мог стать полноценным компонентом учения шаманов Древней Мексики. Это очевидное натягивание совы на глобус.

Тони не выдержал давления Карлоса и в какой-то момент, оставил его, подтверждая таким образом многие параллельные истории из линии, когда воины сбегали или уходили с пути. Это интересно и даже поразительно.

Не вижу смысла разбирать конкретные высказывания Тони, пусть каждый сам для себя решит, насколько они резонируют с ощущением правды и насколько они являются его личной интерпретацией. Могу только отметить прямую ложь Эми Уоллес, которую та приводила в своей книге о Тони Ламе. Тони в фильме прямо подтверждает свою несомненную уверенность в существовании линии наследников древних видящих, с некоторыми из которых он был знаком лично. Тогда как Эми говорит о том, что якобы Тони не верил Кастанеде о том, что Дон Хуан существовал. Что, конечно, серьезно подрывает доверие и к другим ее показаниям. Также не вижу смысла разбирать высказывания Тони о магических пассах или об отношениях Кастанеды с женщинами. Они попросту несерьезны. В буддизме есть аналоги магических пассов – свои движения, физические практики специальных поз и дыханий, разработанные видящими этой линии, и если мы будем указывать на то, что это «заимствованные» например из йоги – то пойдем по ложному пути Тони Ламы. А насчет отношений нагваля с женщинами – лучше дать возможность самим женщинам сказать, чем это было для них. Если, очевидно, для Эми это было «травмой», то кажется, для других это было чем-то иным.

Не могу не отметить поразительную речь Ренаты Мюрез. Она, конечно, выступила наиболее мощно в этом фильме и стала настоящим  героем, с моей точки зрения. Вероятно, она предполагала в каком «неблагоприятном» и критичном контексте будут расположены ее слова, поэтому построила речь в очень «самодостаточной» интересной риторике. Это имеет смысл послушать-посмотреть. Интересен был и Брюс Вагнер. Его татуировки на внешних сторонах ладоней просто гипнотизировали, хаха.

В общем, фильм имеет смысл посмотреть, а скорее – послушать, поскольку смотреть в нем пока что особо нечего.

Мне интересна была публика в зале. Помимо доли ярко видимых последователей разного рода «духовных исканий», в зале и фойе были видны очень разнообразные типажи, от «хитроватых мужиков», до «силиконовых див» с накачанными губами. С одной дамой нам (нашей кампании) удалось пообщаться, она показалась неглупой и интересной девушкой. Такой разброс интересов в некоторой степени отражает структуру общественного интереса к Кастанеде: им интересуются самые разные люди, нет четкого социального предпочтения, как например в йоге или в freedom-dance, например. Единственное явное отличие – не было совсем юных людей, хотя люди по 25 лет очевидно присутствовали. И это здорово.

 

 

Герои фильма о Кастанеде — бизнесмен, психолог, коуч и буддист

Герои фильма о Кастанеде — бизнесмен, психолог, коуч и буддист

Сейчас активно рекламируется фильм Владимира Майкова о Карлосе Кастанеде. Для  того, чтобы понять, о чем примерно будет этот фильм, имеет смысл взглянуть на бэкграунд автора фильма: кандидат философских наук, старший научный сотрудник Института философии РАН. Президент Ассоциации трансперсональной психологии и психотерапии и член Президиума ЕВРОТАС. Главный редактор серии книг «Тексты трансперсональной психологии» (издано около 100 книг) и так далее и так далее.

Владимир Майков — пионер и буревестник трансперсональной революции, «основоположник холотропного дыхания в России» (это цитата с личного сайта).  А что представляет собой трансперсональная психология? Это направление, «которое практикует и изучает трансперсональные, то есть, внеличные переживания, изменённые состояния сознания и религиозный опыт, соединяя современные психологические концепции, теории и методы с традиционными духовными практиками Востока и Запада. Главные идеи, на которых базируется трансперсональная психология — недвойственность, расширение сознания за пределы обычных границ Эго, саморазвитие личности и психическое здоровье». Уже сама терминология, основные понятия и даты происхождения (60-е годы) трансперсональной психологии отсылают нас к эпохе нью-эйдж движений, одним из признанных отцов и вдохновителем которого был Карлос Кастанеда. А сама терминология почти не скрывает отсылку к влиянию дзогчен в частности и восточных учений в целом. Неслучайно, что более «наукообразная» психология, в частности американская ассоциация психотерапии, находящаяся под влиянием рационалистической когнитивно-бихевиористского направления, отказывается признавать трансперсональную психологию «научной». Что довольно забавно на фоне признания психоанализа, например. Тем не менее, ограниченное признание трансперсональное направление получило в Британии и в некоторых других странах. В России, слава русскому Шиве, она не чувствует себя особо ущемленной и вполне процветает в частных психологических вузах. Что позволяет, например, интегрировать и отдельные шаманские практики в обучение. Но вернемся к создателю фильма.

Владимир Майков учился у самых известных мастеров и создателей трансперсонального движения: Станислава и Кристины Грофов, Арнольда и Эми Минделлов,  Фритьора Капры, Рам Дасса, Кена Уилбера и прочих великих создателей этого направления. Естественно, что принимая и поглощая уроки трансперсональных учителей «как есть»,  Владимир Майков был просто обречен тем или иным образом отрефлексировать идеи и творчество Кастанеды. При том, что большинство его учителей больше тяготели именно к буддийским и некоторым индуистским идеям и терминам. А учитывая, что Россия была одной из последних, кто «проглотил»  идеи трансперсональной психологии, причем на высокой волне интереса к самому Кастанеде, то неудивительно, что в России снимают фильмы о Кастанеде и организуют конференции о Кастанеде не практикующие тенсегрити, не компания учеников Кастанеды, а преподаватель трансперсональной психологии. Это примерно как если бы фильмы и конференции о Кастанеде создавали лидеры НЛП — у них не меньше прав на творчество Карлоса, которое так же точно вдохновляло и их. Вот такой парадокс.

Надо признать, что Кастанеда стал достоянием определенного культурного слоя и кода, и в этом смысле (в интеллектуальном) Кастанеда — «их» не меньше чем «наш». Понятно, что идеи Кастанеды больше повлияли на трансперсональный проект или на НЛП идеологически и были превращены в нечто синтетическое, так сказать — смиксованы в своего рода интеллектуальный коктейль, тогда как современные последователи тенсегрити движения следуют им практически и стараются соблюдать некую «чистоту» учения.

Кастанеда на Западе оказался намертво вмонтирован в «цивилизационный код» определенного времени и места, и  когда этот код сменился  другим, резко схлынула и волна «моды» на Кастанеду. Просто посмотрите, сколько людей занимаются Кастанедой в США (очень немного), какого они возраста (моложе 40,пожалуй, и не найти), какие объемы продаж его книг (сейчас — очень небольшие) и сколько человек приходит на семинары с упоминанием Кастанеды (тоже очень немного). К счастью, наша культурная «отсталость», в данном случае, сыграла с нами хорошую шутку: у нас в России, как и в Мексике, и в некоторых странах Европы имя Кастанеды пока еще кое-что значит, и поэтому движение тенсегрити имеет шансы выжить и пустить корни именно здесь. В России тоже большинство практикующих от 30 лет, но тем не менее, некая архаичность нашей культуры и другой цивилизационный темп помогает нам удерживать фокус.  США в этом смысле гораздо более материалистичная и жестко прагматичная страна.  Делать что-то, за что тебе не обещано никакого ощутимого вознаграждения, американцы не готовы. Романтика возвышенного чувствует себя в пространстве США, скажем так, очень специфично и выражается в современных мифах, например, о супергероях марвеловского эпоса. Получается, что «путь воина», условно говоря, вытеснен из альтернатив повседневного выбора в мир очевидно фантастический, тогда как в России фантастична и наполнена парадоксами сама реальность. А люди гораздо больше готовы работать за право самого участия в работе.

Кстати, еще один парадокс истории: Кастанеду от многих некрасивых общественных скандалов предохранило то, что мода на него прошла!  Если бы Кастанеда был жив, то по новым стандартам политкорректности, ему бы скорее всего пришлось бы скрываться от властей США где-нибудь в Европе или Эквадоре, поскольку те шутки, которые сходили нагвалю с рук до эпохи политкорректности, сейчас подвергаются самому суровому общественному и демонстративному осуждению.  Эми Уоллес, бывшая «приближенная» ученица Кастанеды, написавшая о нем бесконечно горькую, жалующуюся книгу, полную самосожалений, в этом смысле воздвигла просто нерукотворный памятник культу несчастной жертвы, бедной и обманутой сиротки, выражаясь языком Флоринды. Еще десяток лет и за эти признания Карлоса (как и Дона Хуана) судили бы страшным общественным судом, как сейчас судят бывшего голливудского продюссера Вахштейна или подвергают остракизму оскароносного Кевина Спейси или того же Джеймса Ганна.  Слава богу, нагваль этого не застал.

Но, возвращаемся к фильму: из 12 участников фильма, только трое имеют непосредственное отношение к Кастанеде: Брюс Вагнер, Рената Мюрез и Тони Карам. Майкл Харнер имел с Карлосом пару бесед, а остальные восемь участников гораздо больше имеют отношение к автору фильма, чем к Карлосу.  Не стоит и удивляться появлению в фильме некоего бизнесмена Григория Ковалева (который, вполне вероятно, выступал спонсором съемок).

Кажется, что замысел фильма, в общем-то, уже раскрыт автором в анонсе:

«Кастанеда приоткрыл нам великую тайну того, как приготавливается реальность на кухне Бытия….Эту тайну в фильме раскрывают основатели духовно-ориентированной психологии: Станислав Гроф, Арни Минделл и Кен Уилбер».

Ну, вы все понимаете. И понятно, кто назначен продолжателем «духовных поисков» Кастанеды — учителя самого Владимира Майкова.

Будем посмотреть, как сейчас говорят. В любом случае, мы можем поблагодарить Владимира Майкова за сам интерес к наследию Карлоса Кастанеды, а также за вклад в популяризацию его учения, несмотря на несогласие с его интерпретацией кастанедовского наследия.

[DP_Grid_View_Related_Posts dp_postid=»2347″ dp_title=»Другие статьи о Кастанеде»]