Вчера после дождя на пустынную дорожку выползли улитки. Всем своим чувствительным телом улитки обнимают влажную, тяжелую почву планеты, благодаря ее за своё хрупкое существование.
Помните знаменитое хокку буддийского священника Иссы Кобаяси?
«Тихо, тихо ползи,
Улитка, по склону Фудзи
Вверх, до самых высот!»
Путь в гору в японской культуре означал паломничество к местам поклонения, к священным местам Синто. В этом коротком хокку Исса благословляет маленькую, слабую, медленную улитку на ее неизмеримо трудном пути к вершинам духа, к осознанности, к тому, что считается священным.
И в этой медлительности есть свой смысл: скорость нашего восприятия ограничена объёмом свободного внимания. Вокруг нас происходят буквально чудеса, но мы этого не «видим», потому что почти все наше внимание поглощено саморефлексией и привычными реакциями. У нас нет свободного внимания, чтобы уловить Неизвестное.
Но мы имеем возможность остановиться, сделать паузу, приостановить свои суждения и мысли, чтобы из внутренней тишины выделить каплю свободного внимания на то, что не имеет возможности быть выраженным с помощью слов. Уловить что-то, что трудно выразить. Иногда стоит замедляться, чтобы привнести осознанность в самые простые, бытовые действия – превратив их, таким образом, в Неделания.
У майя Дух-Улитка был связан с дождем и был одним из владык Шибальбы – места обитания мертвых. Что интересно, и в шаманизме японцев Улитка (в мужском роде) считался Хозяином воды. Кецалькоатль-Эхекатль изображался с улиткой на груди, а толтекские пирамиды, посвященные ему, зачастую выглядели как раковины улиток.