Лекция Рени Мурез, рассказанная на семинаре в Санта Барбаре
Однажды Рени и другие инструктора тенсегрити практиковали серии неделаний в
доме у магов. Сразу после окончания нагваль им сказал:
— Возьмите ночь в рамку магических пассов (frame the night) — используйте подвижность точки сборки до, во время и после сна.
Из пасса «карта энергетического тела», что был показан на семинаре, некоторые пассы предназначены для практики вечером перед сном, а некоторые утром после пробуждения.
Без всякого перехода нагваль вдруг нарисовал в воздухе трехмерную цветную картину. Там была арка из розового цвета, еще там был синий и не поддающийся определению цвет. Кастанеда спросил, знает ли кто-нибудь, что это такое?
Рени эта структура что-то напомнила, но она никак не могла сообразить, что это ей напоминает. Тогда нагваль сказал, что эту энергетическую палитру стали видеть Кэрол, Тайша, Флоринда и он сам. Когда это было сказано, Рени почувствовала дрожь по всему телу. Нагваль добавил, что теперь и им (инструкторам) надо искать эту палитру, отслеживая энергию и что им надо позволить своим энергетическим телам сделать это. Потом он всех выпроводил.
Утром Рени рано проснулась и сделала пассы. И тут раздался телефонный звонок. Это была Тайша, которая спросила Рени, хочет ли она помочь поухаживать за деревьями. Рени , что да, конечно, она полностью в распоряжении Тайши и что она приедет к ней через пару минут.
Предыдущие несколько раз, когда Рени была в саду дома магов, нагваль над ней подшучивал, утверждая, что она не знает зачем нужны такие инструменты как грабли, садовые ножницы и т.п. Что она наверное раньше не бывала в саду вообще. К Рени прицепилась кличка «Урбана», что на испанском означает городского жителя, далекого от природы. Затем однажды Кэрол ей сказала, что нагваль не просто ее критикует, но указывает на ее ограниченность как городского жителя и предлагает ей избавиться от этих ограничений и сделать точку сборки более подвижной. Кэрол посоветовала Рени взять интернет-курс по уходу за деревьями. И вот теперь, после трехмесячного курса и после трех
толстых прочитанных книг Рени была готова к действию.
Она очень быстро приехала к дому магов и постучалась в дверь. Никто неотозвался. Тогда она стала стучать сильней и сказала:
— Тайша, это я, Рени. Открывай.
Тайша появилась через некоторое время и спросила:
— Ты что здесь делаешь?
— Как что, — ответила Рени, — ты же мне только что позвонила и позвала меня помогать. Тайша засмеялась и сказала:
— Какая ты конкретная! Знаешь, когда энергетическое тело aктивизируется, происходят разные странные вещи, которые даже иногда выливаются в телефонные звонки. Заходи. Я тебе не звонила.
Тайша подвела Рени к абрикосовому дереву. Это было любимое дерево Рени.
Тайша погладила дерево и сказала:
— Дерево надо подрезать так, чтобы оно могло расти во всех направлениях. Надо проследить, откуда ветка начинает расти и посмотреть, как энергия идет по ветке. Еще надо спросить у дерева, каким оно хочет быть. И запомни, хорошо подрезанное дерево никогда не выглядит подрезанным.
Рени про себя подумала:
— Какая Тайша все-таки поэтичная. Я бы тоже хотела быть такой поэтичной.
Рени взялась за работу. Через 45 минут пришла Тайша посмотреть на ее работу.
Она посмотрела на дерево оценивающе, приняла задумчивую позу и сказала:
— Да-а, это действительно нечто… (That’s really something)
Рени не уловила иронии в голосе Тайши и обрадовалась — она не произнесла в этот раз слова «урбана». Тайша продолжила:
— Ты не просто подрезала дерево, ты его атаковала!
Рени посмотрела на дерево и поняла, что это действительно так: верхушка дерева была полностью срезана, и стороны дерева были абсолютно
ассиметричными. Рени, пытаясь сгладить ситуацию, сказала:
— Не волнуйся, Тайша, оно обрастет снова.
— Но ведь оно живое, — возразила Тайша, — и ему в таком виде придется жить.
Как ты обошлась с деревом, так ты обходишься и с людьми. С кем у тебя там проблемы на работе?
Когда Рени пришла домой, она стала перепросматривать. У нее на работе была молодая женщина, которую Рени должна была обучить. И Рени пыталась это делать, говоря своей подопечной, что и как куда класть, как сортировать бумаги, чтобы они были наиболее эффективно расположены и т.д. Но она совершенно не прислушивалась к тому, что ей эта женщина говорила. Да, эта женщина смогла бы работать и так, как ей говорила Рени, но это было не то, что она сама хотела.
Рени позвонила Тайше и рассказала ей про то, что она обнаружила. Тайша ей сказала:
— Маги не переделывают других людей под себя. Вместо этого они находятся в состоянии тишины и прислушиваются к другим.
A. D.
Тезисы к циклу практики про деревья
- Почему нужно делать практику с деревьями. Потому что деревья – самые тихие и безмолвные существа на этой земле. Даже у самых магических животных есть внутренние противоречия и внутренняя борьба. Это неизбежно случается, когда у существа есть нервная система. По системе могут идти противоположные сигналы. Все животные испытывают чувства и могут переживать эмоции, боль, страх и тд..
- Но у деревьев (как и у растений и грибов) нет выделенных физических носителей информации (нервной системы). Они видят только напрямую, непосредственно энергию. Они не интерпретируют помощью чувств, как животные, птицы или насекомые.
- Деревья – это проявление безмолвного намерения.
- Деревья способны проверить уровень нашей внутренней тишины. Если вы способны безмолвно взаимодействовать с деревьями, значит у вас есть кое-какая внутренняя тишина. Глубина взаимодействия с деревом – прямой показатель наличия внутренней тишины у практикующего.
- При глубоком взаимодействии с деревом, вы не всегда (или очень часто) даже оказываетесь неспособны описать, что же именно происходило между вами и деревом. Не всегда для этого есть подходящие слова. Но само ощущение глубины будет несомненным. Обмануть себя невозможно.
- Почему нужна внутренняя тишина – это врата в магию.
- Дух может дать вам подарки, особенно в начале пути. Подарить цикл волшебных сновидений, встреч или событий. Но затем он будет требовать от вас продвижения навстречу к нему. Продвижение навстречу к духу означает накопление внутренней тишины. Без тишины нет магии.
- Вы можете десятилетиями делать пассы или перепросмотр, ездить на семинары и так далее. Но если у вас отсутствует тишина, вас неизбежно будет снова и снова выталкивать обратно, как пробку, на поверхность пустой и суетливой жизни. Без тишины пассы, перепросмотр и сновидение не имеют настоящего эффекта.
- Внутреннее безмолвие – это тот ингредиент, который превращает в подлинную магию все, к чему его добавляют.
- Именно поэтому мы делаем практику с деревьями. Это тот случай, когда вы сами можете наблюдать свой уровень тишины. И это тот случай, когда дерево вас «обучает» безмолвию. Обучиться безмолвию нельзя, скорее, это выглядит как «дать себе возможность быть наполненным тишиной». Это просто такое выражение.
- Деревья – лучшие наставники по внутреннему безмолвию.
Начало этой истории читайте тут: Смех Ящерицы
Майя считали, что крона деревьев сейба ведет в небеса, а по корням можно спуститься в царство мертвых, Шибальбу. Дерево сейба считается матерью всех деревьев, на его тень нельзя ступать без разрешения, как и подходить и прикасаться к нему. Отношение к сейба как к священным деревьям было распространено не только у майя – многие народы Южной Америки а также стран Карибского моря считали и считают сейбу священным деревом. Это поклонение распространилось и на потомков чернокожих рабов, завезенных из Африки на Кубу и в другие страны. Этому дереву поклоняются до сих пор и в сохранившихся традиции Вуду, Брухерия, и в Пало Майомбе, и в Сансе, и в Сантерии, и в Мария Лионза. Еще недавно за срубленное дерево человека могли убить.
У карибских народов сейба считалась святыней и храмом для всех духов леса, и к ее стволу приносили подношения и жертвоприношения — монеты, фрукты, цветы, благовония и жидкости. Во многих магических традициях Карибского моря воин или любой человек перед испытанием или долгим путешествием обращается к дереву сейба чтобы оно помогло укрепить его силу и дух. Шаманы и жрецы в полнолуние оставляли перед деревом в сундуке или закапывали среди корней сейба свои магические инструменты, предметы силы, талисманы и амулеты, чтобы они могли собирать энергии Луны и самого дерева. Ветви сейба с разрешения используются для колдовства, а упавшие веточки, земля из основания дерева, корни и колючки используются для изготовления магических порошков. Семь листьев с дерева используются в церемониальных ваннах. Сажать новое дерево сейба во время рождения ребенка — значило гарантировать, что ребенок будет получать поддержку и защиту земли на протяжении всей жизни. Когда младенца крестили, его приносили к дереву, украшенному белыми кружевами и лентами, а его корни поливали святой водой, чтобы сейба согласилось стать защитником ребенка. Практичные маги использовали ствол для связывающих заклинаний, в тени дерева любили собираться предки, а лучи солнца, прошедшие через крону, как считалось, насыщали целебной энергией.
Изображение из доиспанского Селденовского кодекса
Для майя сейба, известное под именем Уаках Чан или Уакс Имикс Че (в зависимости от наречия) являлось символом вселенной и тем, что во многих шаманских представлениях представляло собой Древо Мира. Дерево воплощало в себе все части универсума: его корни уходили в подземный мир, его ствол представлял собой мир людей и путь человеческой жизни, а переплетение ветвей символизировало верхний мир и тринадцать уровней небес. В некоторых местностях росла разновидность сейбы с крупными колючками вдоль ствола – считалось, что это туловище каймана.
Согласно майя, мир — это квинконс (Quincunx, не путать с квинконсом в астрологии!), состоящий из четырех направлений и центральной оси, соответствующей пятому направлению. Цвета оси соответствовали сторонам света: красный на востоке, белый на севере, черный на западе, желтый на юге и зеленый — в центре. Центральная ось соединяла внизу мир мертвых (Шибальбу) и тринадцать небес вверху. Квинконс майя изображался в виде креста. Иными словами, майянский крест символически обозначал одновременно и мировое древо, и символическую, энергетическую структуру мира.
Паленке. В центре сцены изображен крестообразный объект – стилизованное изображение мирового дерева. На его вершине располагается космическая птица Ицамна’, на ветвях – двуглавый змей, корни образует одна из голов двуглавого космического ящера. Слева и справа от дерева две стоящие фигуры: слева – подростка (стоящего на особом символе), справа – взрослого мужчины. Подросток держит в руках инструмент для ритуальных кровопусканий и сосуд, из которого льется жидкость; мужчина подносит к дереву статуэтку бога царской диадемы Ху’на. Под фигурами и деревом так называемая «небесная полоса», последовательность символов, олицетворяющих небесную твердь. Эта небесная полоса также может быть Ица’мной, которого в некоторых случаях также отождествляли с солнечной эклиптикой, затмениями а его голову связывали с Венерой.
Отношение к сейба как к священному дереву было известно еще ольмекам. Возможно, что от именно от ольмеков (изобретателей и первооткрывателей магии) этот культ вместе с идеями об Ица’мна распространился на многие народы Мезоамерики и Южной Америки.
Одно из наиболее ранних и самых впечатляющих изображений сейба встречается в древнейших росписях храма (1 век до нашей эры) в майянском Храме Фресок в Сан Бартоло (описывающие сцены из Пополь Вух), где изображено жертвоприношение оленя, рыбы и фазана под ветвями священного дерева сейба. Кроме того присутствует изображение жертвоприношения собственной крови из протыкаемой крайней плоти. Похоже, что само дерево является тем, кому посвящено это подношение. Также на этих росписях отдельно изображено сейба как мировое древо, на вершине которого находится птица Ицамна в образе Кецаля. Землю в изображениях Мирового Древа символизировали Змеи, а дерево сейба, таким образом, символизировало единство Неба и Земли, Кецаля и Коатля, то есть КецальКоатля, или на языке майя Ку’Кумаца. Майя позднейших периодов часто изображали мировое древо более абстрактно, а у ранних майя в мировое древо всегда было сейба. Впрочем, культ дерева никуда не исчез и в постклассический период, и уважение к дереву держится до настоящего времени. Даже неверующие в мифология майя современные мексиканцы или гватемальцы, как правило, стараются окружить растущие сейба в городе или в деревне особой заботой.
Изображение сейба в настенных росписях Сочикалько (под влиянием толтеков)
Однажды мне довелось оказаться в состоянии безмолвия, и я медленно двигался по тропинке в расчищенном тропическом саду. Иссушающий жаркий день склонялся к вечеру, солнце уже выпало из зенита и ощущалось приближение тени. Сначала я шел как бы в никуда, просто подчиняясь импульсу, куда ноги идут. Шум леса, шорохи и далекие закликания каких-то неведомых птиц заполняли мой слух, я наслаждался странными и немного будоражащими ароматами, которые распространялись в плотном и влажном воздухе отчетливыми волнами. Но вдруг нечто сбоку потянуло меня, я повернул голову – там стояло дерево сейба, которое считается священным у майя.
Это было молодое высокое дерево с гладкой корой и очень красивыми корнями, похожими на огромных змей, погруженных в недра. Я приблизился. Сначала я подумал, что это дерево зовет меня. Я присел к нему спиной и попробовал настроиться. Но нет, было что-то не то, что-то другое. Я начал медленно обходить дерево, касаясь его руками, я прислонялся и терся о него плечами и лбом, и смотрел рассеянно во все стороны, пока совершенно неожиданно не увидел прямо перед своим носом в 2 сантиметрах древесную маленькую ящерку на коре.
Я так растерялся, что у меня снова включился внутренний диалог: «Сфотографируй ее, тебе никто не поверит!». Но я сдержался, успокоил дыхание и сосредоточился на том, что происходило между нами. А происходило нечто удивительное – она хохотала. При этом ее пасть была закрыта и, разумеется, никакой мимикой она чувств не выражала. При этом я отчетливо ощущал волну чего-то наподобие хохота, которая распространялась от нее во все стороны. И, похоже, что веселил ее именно я. А точнее, как я понял, моя неуклюжесть, замедленность и склонность к застреванию. С ее точки зрения это было невероятно комично. Я, помня о том, как Карлос в свое время разговаривал с ящеркой, пытался о чем-то ее спросить, но при каждом глубокомысленном вопросе я получал в ответ новые волны невидимого, но вполне ощутимого хохота. Так длилось некоторое время, пока мой диалог не успокоился, и я не оставил своих попыток действовать как книжный маг. Одновременно с внутренней тишиной притихла и ящерка. Она так и продолжала сидеть на одном месте, в невероятной близи от моей головы. В какой-то момент она повернулась ко мне боком, и я осознал, что она демонстрирует мне свое дыхание ребрами. Как я понял, этот способ дыхания позволяет быстро собрать необходимое количество энергии. Я начал дышать вместе с ней, пытаясь запомнить ощущения, которые у меня возникают.
Было еще что-то, о чем она мне «рассказывала» – точнее словно бы передавала в виде готовых образов. Но я осознавал только то, что у меня не хватало скорости «схватить» ее истории. Это было довольно болезненное ощущение, честно говоря. Я понимал, почему ящерка хохотала надо мной. В смысле восприятия меня можно назвать тупым. Я понял только, что она каким-то образом является частью дерева сейба, его другом. Это было невероятно трогательно – такое огромное дерево и такая маленькая смешливая ящерка – они были настоящими друзьями!
Каким-то образом в один из моментов я передал ей свое желание сфотографировать ее. Она была не против. Я доставал из кармана и перемещал в воздухе смартфон очень-очень медленно, чтобы не встряхнуть ощущение чуда, а она с любопытством смотрела прямо в объектив.
Самым удивительным для меня в этой истории оказалось то, с какой скоростью я про нее забыл. Встреча с ящеркой оказалась мгновенно и прочно забыта буквально через несколько минут. Стоило мне погрузиться в человеческое окружение с его заботами и намерениями, как новый внутренний диалог напрочь вытеснили из моей памяти этот случай. Я даже не помнил, что эта встреча была. Фото ящерки затерялось среди сотен других фотографий пирамид и цветов. И лишь недавно, на каком-то из сайтов я наткнулся на описание сейба как священных деревьев. И только тогда я начал смутно что-то припоминать, пока сквозь брезжащую неясную внутреннюю мглу забытья не проступили очертания удивительной встречи с хохочущей ящеркой.
Позднее я прочитал в историях о священном дереве, что древние майя тесно увязывали с деревом сейба небесного бога Ица’мна, старейшего из богов, создателя мира, чьё имя переводится как «дом ящерицы». Согласно майя, Ица’мна — создатель мира и письменности, основатель жречества, покровитель майяских правителей и владыка неба (его голова земля, а туловище — небо). Иными словами, его порядок обратный росту дерева, он спускается с Неба, чтобы оплодотворить Землю. Ица’мна также ассоциировался в некоторых случаях с Млечным путем. А богом неба его сделали именно ольмеки, в доольмекские же времена он изображался кайманом и почитался как владыка съедобных улиток и водорослей.
Продолжение — рассказ про священное дерево в шаманизме народов Карибского моря и у майя