Перевод статьи Виктора Загга
Майя из Чичен-Ицы и тольтеки из Тулы были центрами разных цивилизаций, занимали в основном разные эпохи, разные регионы и говорили на разных языках. Но между этими двумя городами есть сходства, указывающие на тесную связь, которая не очень хорошо понятна и яростно обсуждается даже по сей день. Это исследование этой связи с упором на, пожалуй, самый интригующий ее аспект: загадочного чакмула.
Чакмул — это своеобразная статуя, которая была найдена преимущественно в двух месоамериканских местах: Туле, родине цивилизации тольтеков, недалеко от современного Мехико, и Чичен-Ице, расположенной почти в двенадцати сотнях километров к востоку, на севере полуострова Юкатан, на территории майя. Фактически, присутствие чакмолов в Чичен-Ице — это один из элементов, который привел многих известных ученых и исследователей к выводу, что тольтеки из гораздо меньшей Тулы, говорящие на языке науатль, вторглись к майя и заняли их место в Чичен-Ице, возможно, около 1000 года нашей эры. Те, кто придерживается теории тольтекского вторжения, считают, что чакмул — это исключительно тольтекское выражение, которое зародилось в Туле. Но так ли это?
Трехмерная, отдельно стоящая и в натуральную величину, чакмул — это мужская фигура, высеченная из одного камня. Он лежит на спине, ступни и локти опущены, живот горизонтален, колени, грудь и голова подняты, голова повернута на 90 градусов. От чакмула к чакмулу детали меняются, но форма остается довольно постоянной. Настоящее название, данное майя/тольтеками этой статуе, неизвестно. Августус Ле Плонжон (1825-1908), британско-американский фотограф и антиквар, придумал название «чаак-мул» в 1875 году, когда раскопал одну из фигур на месте, которое стало известно как Платформа орлов и ягуаров в Чичен-Ице. Он считал, что статуя представляла принца-воина с таким именем, который когда-то правил Чичен-Ицей. В опубликованном отчете о находке Ле Плонжона написание было изменено на «чакмул».

Чакмул из региона Мичоакан в Центральной Мексике, недалеко от Мехико.

Также из региона Мичоакан. Стиль может сильно варьироваться, но форма остается неизменной.
Август Ле Плонжон никогда не называл точного места, где он нашел своего чакмула. Большинство источников утверждает, что он нашел его погребенным под обломками того, что стало называться Платформой орлов и ягуаров. Но по крайней мере один источник, каталог Национального музея антропологии (Мехико), указывает, что он был найден на платформе Венеры. Обе платформы расположены примерно между пирамидой Эль-Кастильо и большим двором для игры в мяч в Чичен-Ице. Так где же именно он нашел чакмула?
В начале 1876 года Ле Плонжон в письме президенту Мексики с просьбой разрешить перевезти чакмул на американское столетие в Филадельфию описал место, но не место, где он нашел чакмул.
«Руководствуясь, как я только что сказал, моими интерпретациями настенной живописи, барельефов и других знаков, которые я нашел в монументе, воздвигнутом в память о вожде Чаакмоле его женой, королевой Чичена, которыми камни говорят с теми, кто может их понять, я направил свои шаги, вдохновленный, возможно, также инстинктом археолога, в густую часть зарослей. Меня сопровождал только один индеец, Дезидерио Кансаль из окрестностей Сисаль-Вальядолида. С помощью своего мачете он проложил тропинку среди сорняков, лиан и кустов, и я добрался до искомого места. Это была бесформенная куча грубых камней. Вокруг нее были скульптурные фигуры и барельефы, выполненные очень тонко… Я нашел среди леса, в восьми метрах под землей, статую Чаакмоля, из известкового камня, один метр пятьдесят пять сантиметров в длину, один метр пятнадцать сантиметров в высоту и восемьдесят сантиметров в ширину….».
В 1875 году Чичен-Ица была совсем другой. Памятники, которые с тех пор были восстановлены до прежнего великолепия, тогда представляли собой лишь груды обломков. Но кажется вполне очевидным, что фрески и иероглифы, которые, по словам Ле Плонжона, он расшифровал и которые указали ему на местонахождение кургана Чакмул, находились в Храме ягуаров, который тогда и сегодня был соединен с площадкой для игры в мяч. Фрески и рельефы в этом храме, в меньшей степени, все еще различимы. На некотором расстоянии от него он нашел чакмула, похороненного в кургане.
Храм ягуаров стоит отдельно от Платформы ягуаров и орлов; они находятся на расстоянии около 100 футов друг от друга. В своем письме мексиканскому президенту, а затем в книге «Остатки майя» он сообщил, что также нашел в кургане барельефные плиты, изображающие пятнистого ягуара и птицу. Фотографии этих плит были приложены к двенадцати, сделанным Ле Плонжоном во время раскопок чакмоля. Сегодня эти плиты установлены на платформе орлов и ягуаров. Таким образом, наиболее вероятно, что Ле Плонжон нашел своего чакмула в кургане, который впоследствии был восстановлен и стал Платформой орлов и ягуаров. Кстати, президент Мексики отклонил просьбу Ле Плонжона перевезти чакмул в Филадельфию. Вместо этого мексиканские власти направили войска в окрестности Чичен-Ицы и смогли обнаружить чакмула, которого Ле Плонжон спрятал в зарослях примерно в двух милях от того места, где он нашел статую. Мексиканские власти перевезли чакмула сначала в Мериду, крупнейший город в этом районе, где он был выставлен на несколько дней, а затем в Мехико, где он находится и по сей день. Часто говорят, что мексиканский флот перехватил лодку Ле Плонжона, когда тот пытался вывезти статую из страны. Это неправда. В то время, когда мексиканские власти нашли его чакмула, Ле Плонжон исследовал другие области майя.
В общей сложности археологи нашли 14 чакмулов в Чичен-Ице, 12 — в Туле и еще несколько, разбросанных по разным другим местам: Теночтитлан (Темпло Майор), Мичоакан, Керетаро, Акольман и Тлакскала, все недалеко от Тулы, а также в Чемпоала в штате Веракрус на побережье Мексиканского залива, Квиригуа в Гватемале, Тазумаль в Сальвадоре и Лас-Мерседес в Коста-Рике. Учитывая контекст находок, ни одна из них не предшествует найденной в Чичен-Ице, самые ранние образцы которой датируются 800 — 900 гг. н.э. Тульские чакмулы датируются 900 — 1200 годами нашей эры. Кроме того, чакмулы, найденные в Чичен-Ице, отличаются разнообразием размеров и стилей, в то время как чакмулы из Тулы более стандартизированы. Ученые предполагают, что разнообразие может свидетельствовать об экспериментах, что может указывать на происхождение, в данном случае Чичен-Ицы. Датировка, похоже, подтверждает эту теорию.

Символика на Чакмоле из Чичен-Ицы (слева), особенно на ушах, имеет некоторое сходство с Тлалоком, ацтекским и, предположительно, тольтекским богом дождя. Символика Тлалока, с большими круглыми глазами, широко распространена в искусстве и строительстве ацтеков и тольтеков.

Чакмул, обнаруженный в 19 веке в Чичен-Ице. В настоящее время экспонируется в Национальном музее антропологии в Мехико. Это старейший предмет майя, приобретенный музеем.

Тлалок — ацтекский и, предположительно, тольтекский бог дождя.

Чакмул из Тлашкалы

Чакмул из Тулы
Фактическая функция чакмула неизвестна, но, учитывая их расположение и иконографию, они, вероятно, были не просто художественным выражением. Скорее всего, фигурка имела отношение к религиозной или жертвенной церемонии. По крайней мере три чакмула, найденные в районе Тулы, содержат знаки, связанные с Тлалоком, ацтекским/толтекским богом дождя. Фигура, раскопанная Ле Плонжоном в Чичен-Ице, включает в себя изображение Тлалока на ушах. А фигурка, найденная в пирамиде Эль-Кастильо в Чичен-Ице, включает крошечные символы Чака. Чак был богом дождя у майя. Но почему такая концентрация именно на этих двух местах; какая связь между Чичен-Ицей и Тулой?
Большинство ученых сходятся во мнении, что в Чичен-Ице существует два различных архитектурных стиля, разделенных между южной и северной частями. Самые древние памятники и здания находятся в южной части и были построены в архитектурном стиле Пуук, который использовался при строительстве нескольких других городов и объектов в регионе Пуук (Уксмаль, Кабах, Саиль и Лабна). Чичен-Ица находится на восточной окраине этого региона. Многие из построек Чичен-Ицы в Пууке испещрены рельефными иероглифами, включающими даты длинного счета майя. Самые ранние из этих дат приравниваются к 878-906 годам нашей эры по современному календарю.
Однако некоторые из зданий и памятников Чичен-Ицы в северной части города являются более новыми, построенными поверх более ранних нетронутых сооружений, и отражают стиль, который, по мнению некоторых, напоминает стиль Тулы. На этих сооружениях северной части мало надписей и нет длинных дат, поэтому более новые постройки трудно датировать. Известному французскому археологу Клоду-Жозефу Дезире Шарне (1828-1915) приписывают, что он впервые заметил сходство с Тулой в Чичен-Ице в 1887 году. По мнению ученых и исследователей, тольтекские архитектурные элементы в Чичен-Ице включают колонны (вместо некоторых стен), наклонное тесто у основания внешних стен и платформ, низкие каменные банкетки или скамьи, встроенные в стены, колоннады, резные каменные атлантские колонны или опоры, а также змеи, вырезанные и нарисованные.

Колонна Чичен-Ица

Колонны Тулы

Замок воинов — Тула

Колонны и колоннады, а также скамьи, встроенные в стены, широко распространены в Туле и Чичен-Ице.

Ягуары и Орлы в Туле

Скамья в Туле

Эль-Кастильо в Чичен-Ице
На севере Чичен-Ицы есть два особенно интересных сооружения: Храм воинов и расположенная рядом Эль-Кастильо, большая ступенчатая пирамида на центральной площади. Обе они были построены над уже существующими сооружениями. В Туле есть аналогичные варианты этих же памятников. Пирамиды в обоих городах называются по имени соответствующих змеиных сущностей: Храм Кукулькана в Чичен-Ице и Храм Кецалькоатля в Туле. Большинство ученых считают, что Кукулькан и Кецалькоатль — это одно и то же; оба имени означают «пернатый змей».
Эль-Кастильо в Чичен-Ице, также называемый храмом Кукулькана, представляет собой ступенчатую пирамиду на квадратном основании площадью 55,3 метра, сложенную из известняковых блоков, расположенных на 9 платформах. На верхней платформе расположено здание храма размером 13,42 x 16,5 метра. Вся конструкция, включая 6-метровый храм на вершине, возвышается на 30 метров. Лестница из 91 ступени, идущая снизу вверх, пересекает каждую из четырех сторон. Включая одну ступеньку для верхней платформы, всего 365 ступеней — по числу дней в солнечном году. Вертикальные стороны 9 платформ, разделенные соответствующей лестницей на каждой стороне пирамиды, образуют 52 вертикальные панели (по 18 на каждой стороне пирамиды). Календарный цикл майя составляет 52 года. Пирамида ориентирована примерно на 17 градусов от истинного севера.

Тень в вде Пернатого Змея
Два раза в год, во время весеннего и осеннего равноденствий (21 марта и 22 сентября), такая ориентация позволяет углам платформы отбрасывать тень на сторону северной лестничной балюстрады, соотносимой с резной змеиной головой внизу, создавая впечатление волнистой змеи по всей длине лестницы. В храме наверху имеются различные рельефные резьбы, в том числе изображение бородатого мужчины на стороне северо-восточного проема. Многие ученые считают, что это изображение Кукулкана, что означает «плюмаж» или «пернатый змей» — возможно, вождя или верховного жреца, тесно связанного, а может быть, и спутавшегося, с реальным божеством майя.

Бородатый человек: Кукулькан у майя, Кецалькоатль у ацтеков и Виракоча у инков.

Изображение оригинального барельефа бородатой фигуры, возможно, самого бога Кукулькана, украшающего отверстие храмового зала на вершине пирамиды Эль-Кастильо, храма Кукулькана, в Чичен-Ице, Мексика. Графика предоставлена любезно художником Эриком Койлом.
Бородатый мужчина/бог представлен во всех основных культурах доколумбовой эпохи: Кукулькан у майя, Кецалькоатль у ацтеков и Виракоча у инков. Рельефы и резьба с изображением бородатого мужчины часто включают в себя черты европеоидов — еще одна загадка Мезоамерики. Хотя сегодня никто не знает, где и как появился бородатый человек, он также хорошо представлен среди артефактов из области Табаско/Веракрус в Мексике, что заставляет многих полагать, что этот человек и/или божество могли возникнуть, по крайней мере, во времена ольмеков. Ольмекская культура считается материнской культурой Мезоамерики. Сегодня Эль-Кастильо является, пожалуй, самым известным из древних памятников майя.
В середине 1930-х годов при раскопках Эль-Кастильо (храма Кукулькана), финансируемых мексиканским правительством, была обнаружена нетронутая субструктура — пирамида внутри пирамиды. Рабочие раскопали боковую часть северной наружной лестницы и обнаружили внутреннюю лестницу, заполненную грязью и обломками, предположительно для укрепления конструкции, чтобы поддержать последующее строительство наружной пирамиды. После удаления мусора они смогли подняться по этой внутренней лестнице на вершину внутренней пирамиды, где обнаружили две комнаты. Во внутренней комнате находился единственный предмет: прекрасно сохранившаяся скульптура ягуара в виде трона или сиденья. Во внешней комнате также находился один предмет: прекрасно сохранившаяся фигурка чакмула. Но если чакмул появился в Туле, как считают некоторые ученые, то как он оказался в сооружении Чичен-Ицы, которое предположительно было построено еще до Тулы?

Пирамида B из Тулы увенчана атлантами — фигурами/колоннами, которые, как предполагается, поддерживали крышу.
По общему мнению, более ранняя подконструкция Эль-Кастильо была построена до 900 года н. э., что совпадает со строительством южной части в стиле Пуук и общепринятыми сроками возвышения Чичен-Ицы в девятом веке. Это должно было произойти до того, как, как считается, Тула стала известной, и строительства основных памятников в ней (Тула Гранд) в период 900-1150 гг. Кроме того, несмотря на то, что «тольтекская» архитектура может иметь сходство со многими новыми сооружениями в Чичен-Ице, есть, по крайней мере, одно заметное исключение. Внешние помещения на вершине пирамиды Эль-Кастильо (внешняя) отделаны рогожей — техникой, связанной с майя. Если за более поздние постройки в Чичен-Ице отвечали тольтеки, то почему в архитектуре должны присутствовать элементы майя? Возможно, архитектура близлежащих объектов даст ключ к разгадке этой тайны?
Город Ушмаль, относящийся к позднеклассическому периоду (600-800 гг. н. э.), является ближайшим крупным городом майя к Чичен-Ице, и, судя по иероглифическим датам, похоже, что заселение этих двух мест по крайней мере совпадало. Однако в Ушмале, похоже, нет никаких реальных архитектурных сходств с Тулой. Архитектура Ушмаля — это чистый стиль Пуук. С другой стороны, город Майяпан постклассического периода (900-1500 гг. н. э.), расположенный примерно в 100 км к западу от Чичен-Ицы, во многих отношениях представляет собой уменьшенную версию Чичен-Ицы. В Майяпане есть почти точные копии памятников Чичен-Ицы, включая центральную пирамиду. Пирамида Майяпана меньше, но она тоже имеет девять террас, была построена над существующей нетронутой внутренней пирамидой, а одна из четырех лестниц, ведущих на вершину, включает змеиные балюстрады. Несколько прямоугольных зданий, разбросанных по центральной площади, имеют колонны вместо стен. Таким образом, в Майяпане есть то, что можно считать тольтекским сходством. Что касается чакмула, то эта фигура не была найдена ни в Ушмале, который появился до Чичен-Ицы, ни в Майяпане, который появился после Чичен-Ицы. Отсутствие чакмула в Майяпане особенно любопытно, поскольку Майяпан, согласно мифу, якобы был построен людьми из Чичен-Ицы.

Фигуры атлантов на вершине пирамиды Тулы B.

Фигурки атлантов, найденные в Чичен-Ице, могут несколько отличаться по стилю, но, по-видимому, выполняют схожую функцию.

Обратите внимание на сходство ушей и шлема-пилюли с фигурой Чакмоола из Чичен-Ицы, сделанной Ле Плонжоном. Фигуры атлантов, найденные в Чичен-Ице, могут несколько отличаться по стилю
Могут ли существовать подсказки, записанные на бумаге? До наших дней дошли четыре древние бумажные книги майя на коре, называемые кодексы. Кроме того, существуют «Хроники майя» — рассказы о мифах майя с предположительной долей правды, написанные писцами майя после испанского завоевания. Переписчики писали, основываясь на воспоминаниях, передававшихся из поколения в поколение. Существуют различные хроники, каждая из которых называется «Чилам-Балам», и каждая рассказывает о деятельности в своих регионах. Чилам-Балам из Чумайеля, написанная обращенным в христианство майя доном Хуаном Хойлем в 1782 году, является, пожалуй, самой актуальной хроникой для района Чичен-Ицы. А испанские конкистадоры, в первую очередь епископ Диего де Ланда, записали легенды, рассказанные живыми майя своего времени. Несмотря на достаточное количество сохранившихся текстов майя, историкам не удалось найти в кодексы или хроники четких ссылок, подтверждающих завоевание или оккупацию майя тольтеками. Аналогичным образом, чакмуль не упоминается и не изображается ни в одной из книг или кодексов майя. И хотя ацтеки заняли центральную Мексику после тольтеков, то же самое можно сказать и об ацтекских хрониках: никаких упоминаний о завоевании майя или чакмоля тольтеками.

Образцы страниц из одной из книг Чилам-Балам. Экспонируется в Национальном антропологическом музее, Мехико.
Однако в Чилам-Балам Чумайеля есть отрывок, который указывает на то, что Ица-Майя, а не Тольтеки, могли вновь захватить Чичен-Ицу примерно в то время, о котором идет речь. В этом отрывке говорится: «Катун 4 Ахав — это одиннадцатый катун по счету. Катун установлен в Чичен-Ице. Произойдет заселение Ицы. Прилетит кетцаль, прилетит зеленая птица. Придет Кантеналь. Кровь-блевотина придет. Кукулькан придет с ними во второй раз. слово Божье. Ица придет». Наиболее интересным в этом тексте является утверждение: «…во второй раз». Это, по-видимому, указывает на то, что Ица-Майя, возможно, были первоначальными жителями Чичен-Ицы; они покинули это место по неизвестной причине, а затем вернулись. Когда прибыли испанцы, местные жители называли город Чичен-Ица, что означает «открытие колодца Ицы». Название города, как тогда, так и сейчас, подтверждает, что последними его жителями были итца-майя. И, как указано в «Чилам-Баламе», они могли быть первыми. Обширные иероглифические тексты на перемычках некоторых южных зданий высоко ценят конкретного человека — К’ахк’апакаля «Огненный щит», который описывается как доблестный капитан Ица с титулом К’ухул Аджав «священный царь».
Тем не менее, с «Чилам-Балам» Чумайеля есть проблемы. Во-первых, является ли эта книга изложением фактов или фантазией? Даже если она представляет собой подлинный факт, многое может быть искажено из поколения в поколение. Кроме того, хроники майя нелегко расшифровать, и многое может быть утеряно при переводе. Они были написаны на языке майя с использованием европейской письменности, переведены на испанский, а затем на английский. Что касается приведенной даты, то в Хрониках майя используется система короткого счета календаря с 256-летними циклами. Это означает, что К’атун 4 Аджав наступает каждые 256 лет. Так в каком же цикле появилась Ица? K’atun 4 Ajaw может соотноситься с 20-летними периодами, заканчивающимися в 731, 987 или 1243 годах нашей эры. Хотя многое из этих данных подлежит интерпретации, Ица-Майя, похоже, были основными игроками. Могли ли Ица-Майя быть связующим звеном между Тулой и Чичен-Ицей?
Некоторые считают, что Чичен-Ица была центром торговли для ица-майя, которые поддерживали торговые пути вдоль побережья Персидского залива и вглубь страны в классический и постклассический период. Квиригуа в Гватемале и Лас-Мерседес в Коста-Рике, в которых обнаружен по крайней мере один чакмул, расположены недалеко от побережья Персидского залива. Особенно известно, что Квиригуа, расположенный в долине Мотугуа, практически контролировал торговлю нефритом, подавляющее большинство которого производилось в окрестностях вдоль реки Мотугуа. Нефритовые артефакты были найдены по всей Мезоамерике. И есть свидетельства того, что этот объект, построенный в начале классического периода, был заброшен, а затем вновь занят в период 900-1200 гг. н. э., то есть в тот же период, когда было построено новое здание в Чичен-Ице.
На севере, за Юкатаном, в районе Веракруса/Табаско, недалеко от Тулы, в Цемпоале также находится фигура чакмоола. Этот район находится недалеко от побережья Мексиканского залива и в пределах досягаемости торговых путей Ица-Майя. На самом деле, хотя существует мнение, что Ица-Майя зародились в районе Петен в Гватемале, есть также признаки того, что они поселились, а возможно, и зародились, в районе Табаско. Это была родина чонталь-майя, которые, как считается, по крайней мере, родственны ица-майя. Чонталь-Майя считали себя предками ольмеков, гораздо более ранней цивилизации доклассического периода, которую многие считают материнской культурой Месоамерики. Именно в этом районе в 1519 году Эрнан Кортес завербовал женщину, которую после крещения назвали Мариной и которая говорила на языках майя и науатль. Она служила переводчицей во время похода конкистадора в центральную Мексику и завоевания ацтеков. Это, безусловно, указывает на то, что чонталь-майя и, возможно, ица-майя были знакомы с языком науатль. Кроме того, в «Чилам-Балам» из Чумайеля итца называются чужеземцами, которые плохо говорили на языке майя. Кроме того, в надписях Чичен-Ицы был обнаружен значительный языковой компонент чолан (чонталь-майя), что еще больше подтверждает связь между итца, чонталь-майя и Чичен-Ицей.

Чакмул Тлалока, найденный среди руин Теночтитлана, в настоящее время выставлен в Национальном антропологическом музее в Мехико.

Этот чакмул покоится на месте, где он был найден в главном храме ацтеков Теночтитлана Темпло Майор в центре Мехико, недалеко от того места, где сейчас стоит кафедральный собор Метрополитен. Темпло Майор был обнаружен в 1978 году городскими электриками. Известно, что ацтеки вывезли из Тулы большое количество предметов искусства и артефактов. Разумно предположить, что среди них была и эта статуя.