Top.Mail.Ru

Пол Голдберг

Некоторые факты о храме Бородатого человека в Чичен-Ице.

На одном конце Большого стадиона для игры в мяч в Чичен-Ице находится Северный храм, также известный как Храм бородатого человека. На задней стене этого сооружения находится изображение высокой, светлокожей, бородатой фигуры, которая отличается от типичного изображения воинов и жрецов майя. На протяжении многих лет высказывались предположения о происхождении и значении этого изображения. Известно, что изображенные здесь жрецы связаны с пернатым змеем Кукульканом.

Предположения О Контактах В Сновидении. Храм Бородатого Человека В Чичен-Ице 1

Изображение бородатого человека на стенах Храма

EH Thompson приписал эту фигуру легендарному вождю тольтеков, который завоевал Юкатан. Говорят, что он был светлокожим и бородатым. Его символом была пернатая змея. Со временем дошли и другие истории, в которых говорилось о посещениях светлокожих бородатых божеств.

Мы получили документ, который предлагает другое возможное объяснение изображения в Северном храме. Этот документ состоит из фрагментов письма, написанного малоизвестным каббалистом Якобом Леви из Бургоса, Испания. Якоб Леви позже в жизни был известен как Якоб Слепой.

До нас дошло немного сведений о Якове Леви. Он родился в 1098 году в Леоне; дата его смерти неизвестна. Его имя связывают с Авраамом Абулафией, сторонником экстатической каббалы. Из описаний, найденных в небольшом количестве сохранившихся письменных источников, следует, что Яков Леви мог входить в мистическое состояние, созерцая различные комбинации еврейских букв, одновременно контролируя дыхание. Считалось, что это состояние, похожее на транс, приводит к тому, что душа человека покидает тело, давая ему возможность совершить путешествие.

У Иакова появился небольшой круг последователей, одним из которых был Авнер из Бургоса. Авнер считался неоплатоником. Как видно из многих неоплатонических сочинений, он говорит о реальности как о порожденной серией эманаций божества. Сефирот — каббалистический термин для этих эманаций — часто представлялись принимающими форму дерева. В единственном сохранившемся сочинении Авнера есть следующее упоминание о его учителе, Иакове Слепом:

«Ближе к концу своей жизни, после того как его одолела слепота, учитель говорил о душах праведников, которые улетают и прикрепляются к дереву. Когда Яаков Леви, да будет благословенно его имя, произносил эти слова, его охватывал экстаз и удивление».

Некоторые теософские аспекты мыслей Авнера относительно природы сефирот, по-видимому, были восприняты Зогаром, но экстатические аспекты, которые Авнер получил от Яакова Леви, были забыты.

Якоб Леви, скорее всего, написал вышеупомянутое письмо около 1130 г. н. э. Его содержание проливает свет на некоторые комментарии Авнера Бургосского относительно его хозяина. Оно неожиданно добавило еще одну возможность относительно происхождения изображения Бородатого человека на Северном храме в Чичен-Ице.

Ниже приведены наиболее важные части материала:

«В 4890 году в месяце Элул с помощью Святого, да будет возвышено Его Имя, созерцая священные буквы определенным образом с помощью дыхания, я совершил то, на что давно надеялся. Моя душа отделилась от моего тела, и я полетел по небесам, словно в колеснице, и посетил необычную страну. Она была жаркой и парной; заполоненной зеленью. В городе этого чудесного места находилась пирамида, подобная той, что существовала в земле Египетской, откуда наш Учитель Моисей, да будет благословенно его имя, вывел нас».

Далее он описывает свое пребывание в Чичен-Ице, где он встречает Кукулькана, пернатого змея, которого он ассоциирует с Самаэлем, змеем из Эдемского сада:

«Я пробыл там 40 дней и познакомился со священниками людей города этой пирамиды и увидел много вещей, некоторые из которых были чудесными, некоторые — злыми. Город большой, наполненный мириадами зданий и храмов. Подобно моавитянам, люди поклоняются идолам. Есть пернатый змей, который летает по воздуху, как Самаэль, спустившийся в Эдемский сад [да защитит нас Святое Имя от зла]. На алтаре на вершине пирамиды и в водоеме приносятся жертвы. Не дай Бог, чтобы слова, описывающие ужас этих жертв, сошли с моих уст».

Вероятно, раввин Яаков имеет в виду здесь человеческие жертвоприношения, которые, как известно, происходили как в камере в пирамиде [Эль-Кастильо] в Чичен-Ице, так и в «священном сеноте».

«Мы сидели под небесами, и священник рассказал мне, что яркая полоса звезд на ночном небе, которую мы называем огненной рекой из сна Даниила (Имеется ввиду пророчество Даниила 7.10), была для них деревом, с которого начался мир. Из этого дерева произошло все, что известно людям. Когда я услышал эти слова, я поднял глаза и увидел небесные огни, сверкающие цветом. Они начали кружиться и танцевать, а затем появилось великолепное дерево, которое, как мы знаем, является Сефирот — божественными эманациями того, что находится за пределами мысли и слов. Я видел это собственными глазами».

Видение Иакова Слепого ночного неба — это изображение Сефирот в виде дерева. Это, как уже отмечалось, часто встречающийся мотив в каббалистических материалах. На задней стене храма находится изображение сложного дерева, которое, как говорят, является майянской версией axis mundi — «мирового дерева». Некоторые мезоамериканские ученые полагают, что Млечный Путь, когда он находится в вертикальном положении, майя считали этим «мировым деревом».

Считается, что изображения, начертанные на стене храма, представляют собой повествование о вознесении правителей города. Если Яаков Леви действительно встречался со священниками и жителями Чичен-Ицы, повод его визита вполне мог быть увековечен в виде бородатого человека, изображенного на стене Северного храма.

События, описанные выше, если бы они произошли, указывают на контакт между Испанией и Новым Светом за несколько сотен лет до эпохи конкистадоров. Такие события могли бы также подразумевать связь иудеев и майя, до сих пор не распознанную.