Top.Mail.Ru

Кто был изобретателем принципа тенсегрити, положенного в основу нового поколения практикующих наследие шаманов Древней Мексики в изложении Карлоса Кастанеды и его соратников? Карлос Кастанеда заимствовал термин у несомненно гениального изобретателя и инженера Ричи Бакминстера Фуллера.

Правда, саму идею у Ричи Баки Фуллера оспаривает его бывший ассистент и помощник Кеннет Снельсон – он утверждал, что структуру «напряженной целостности» его руководитель у него «заимствовал» и присвоил пальму первенства себе. И действительно, трудно отрицать вклад Снельсона в построение первой модели тенсегрити. Сам Ричи Б. Фуллер первенство Снельсона категорически отвергает в своей статье «Тенсегрити» и описывает долгий путь, которым он шел к изобретению.

Тем не менее, правильнее и энергетически корректно было бы называть авторами тенсегрити – Фуллера-Снельсона. Снельсон впервые визуально материализовал идею тенсегрити в ее современном виде. То, что Кеннет Снельсон – не случайный человек в истории тенсегрити, доказывается дальнейшими изобретениями и моделями Кеннета, которые он построил.

Русское Тенсегрити 15

Тенсегрити Кеннета Снельсона

Но русские, как обычно, во многом следуют своим собственным путем. Во-первых, первые прототипы моделей с использованием принципа самонаряженной целостности были продемонстрированы советским художником-конструктивистом, бывшим латышским красным стрелком, Карлом Вольдемаровичем Иогансоном.

Русское Тенсегрити 16

Карл Йогансон

Карл Иогансон родился 16 января 1890 года, в Цесисе, Ливонская губерния в Российской Империи, В начале 1910-х учился в Рижской городской художественной школе, в 1915–1916 – в ПХУ. Занимался скульптурой. В Риге входил в кружок «Зелёный цветок». «Зелёный цветок» остался неформальным объединением художников, поскольку не был зарегистрирован из-за военных действий и приближающегося фронта. Иогансон вместе со своими друзьями – художниками отправился в Пензу, чтобы продолжить учёбу в художественной школе, а в 1917 поступил в полк латышских стрелков.

После Октябрьского переворота остался в Москве, служил в 9-м полку красных латышских стрелков в Кремле и был членом Коммуны латышских художников.

С 1920 – член Инхука (Института художественной культуры), участвовал в работе группы объективного анализа. Наряду с другими членами Рабочей группы конструктивистов, включая Родченко, экспонировался на 2-й весенней выставке Обмоху (Общества молодых художников) в мае–июне 1921. На ней он представил серию деревянных и металлических каркасных и вантово-стержневых конструкций. Элементарные конструкции из лёгких реек мгновенно меняли свой облик, сохраняя линейное напряжение конструкции. Самонапряжённые конструкции представляли собой открытие нового типа пространственного мышления. Эти конструкции сейчас рассматриваются как первые прототипы тенсегрити. Это случилось за 27 лет до создания Кеннетом Снельсоном, ассистентом Фуллера первой визуальной модели тенсегрити.

Русское Тенсегрити 17

Самонапряженные структуры К. Йогансона

Могли ли идеи Карла Иогансона повлиять на Фуллера и Снельсона? Снельсон в своей переписке с Марией Гоф (Maria Gough), исследовательницей русского авангарда, это отрицает. Тем не менее, такой шанс точно был – фотографии работ Иогансона были опубликованы в книге немецких дизайнеров Баухауза, а позднее вошли в их учебную программу. В середине 30-х, когда нацизм захватил Германию, значительная часть художников и дизайнеров из Баухауза эмигрировали в США. Учитывая, что первая модель тенсегрити была создана Снельсоном в 1948 году, и именно в эти годы Фуллер работает над этой же темой, такой шанс вполне был.

По старым фотографиям известны восемь конструкций прото-тенсегрити Карла Иогансона, а также немногие сохранившиеся проекты и зарисовки.

Русское Тенсегрити 18

2-я Выставка Обмоху (Общества молодых художников) в мае–июне 1921.

Но на этом русская волна тенсегрити не закончилась.

Вторая волна русского тенсегрити пришлась на великого русского художника-изобретателя Вячеслава Фомича Колейчука в 70-е и 80-е годы 20 века.

Русское Тенсегрити 19

Вячеслав Колейчук

Ещё студентом Вячеслав Колейчук получил вместе с однокурсником Юрием Смоляровым патент на новый тип самонапряжённых конструкций. В 1970 году он изобрёл «минимальную самонапряжённую структуру». В 1970-х годы делал так называемые «невозможные объекты» — предметы, которые в определённом ракурсе выглядели как треугольник Пенроуза, лента Мёбиуса и другие парадоксальные пространственные построения. После этого работал над методикой, позволяющей создавать иллюзию объёма, подсвечивая плоский рисунок, награвированный на металлической пластине (он назвал эту технику светостереографией). В 1980-е годы и позже создавал новые виды музыкальных инструментов.

В 2006 году Колейчук реконструировал для Третьяковской галереи ту самую выставку, на которой были показаны первые объекты тенсегрити — 2-ю выставку ОБМОХУ в Москве (1921) – одну из ранних и самых ярких манифестаций русского конструктивизма.

Колейчук считал, Иогансону следует отдать должное за то, что он «первым продемонстрировал этот очень простой пространственный модуль (который принадлежит к новому классу конструкций, вновь открытых … Бакминстером Фуллером в конце 1950-х годов и названных им тенсегрити».

Самое красивое определение тенсегрити дал все-таки Фуллер:

«Конструкции тенсегрити можно охарактеризовать как «острова напряжения в океане сжатия» (1962 г. описание патента «Конструкции с соединением путём натяжения»).