Top.Mail.Ru

Продолжение. Первая часть статьи здесь.

Итак, мы примерно представляем, перед каким вызовом встал Карлос Кастанеда чтобы распространить знание Шаманов Древней Мексики. Но он не был единственным человеком, а традиция шаманов Древней Мексики была не единственной, перед которыми встал подобный вызов. Эпоха 60-х, 70-х и 80-х годов стала удивительным временем, в котором на «поверхность» стали всплывать ранее скрытые знания, традиции и учения. Это года стремительного завоевания внимания западной аудитории такими практиками как йога, кунгфу, карате, дзен… Понятно, что самыми известными становились популярные, упрощенные (мягко говоря), вестернизированные версии изначального учения. Чуть менее заметны, в тени популярности – практики дзогчен, даосской йоги, цигун и некоторые другие.

Сегодня мы расскажем о том, как американизировалась одна из ветвей древней даосской традиции, имеющей множество сходных элементов с шаманизмом Древней Мексики. Почему они имеют сходные черты? Некоторые источники позволяют нам утверждать, что шаманизм Южного Китая, ставший источником даосизма, был, так сказать, «дальним родственником» как шаманизма Древней Мексики, так и шаманизма Тибета и Египта. Здесь стоит подчеркнуть, что речь идет о действительно древних временах, порядка 5-6 тысяч лет, когда осуществлялись прямые контакты между видящими на разных континентах. Останавливаться на этом подробно не будем.

Итак, ниже — статья о личном опыте обучения у учителя даосской традиции Ни Хуа-Цзин. Он является наследником знания, передаваемого через непрерывную преемственность 74 поколений мастеров, восходящих к династии Хань (206 г. до н.э. – 220 г. н.э.). В детстве он получил образование в своей семье на духовных основах Дао и обучался в материковом Китае у даосских мастеров целительства, тайцзи-цюань, кунг-фу, внутренней алхимии, китайской медицины и траволечения. Позже он более 31 года учился в горах Китая, полностью постигая все аспекты даосской науки и метафизики.

Ни Хуа-Цзин приехал в США в 1976 года, где основал школу и позднее создал клинику традиционной медицины.  На жизнь он зарабатывал, работая врачом. Ни Хуа-Цзин удалился от дел и вернулся в Китай в 1985 году, и сейчас двое его сыновей, Даошинг Ни и Маошинг Ни продолжают его дело.

Автором приведенной статьи является американец Марк Джонсон. Марк специализируется на целительный цигун для долголетия, фэн-шуй, гадание Ицзин и искусство китайской каллиграфии.

В 1974 году Марк переехал на Тайвань, чтобы изучать акупунктуру. Находясь там, он учился у нескольких весьма уважаемых даосских мастеров, включая Ни Хуа-Цзина. В 1982 году Марк обучал тайцзицюань режиссера Фрэнсиса Форда Копполу, а также актеров и съемочную группу фильма «Аутсайдеры». Позднее он обучал цигун и лечил актеров и съемочную группу фильма «Бойцовая рыбка». Учениками Марка были Том Круз, Николас Кейдж, Патрик Суэйзи, Ральф Маччио и многие другие.

Итак, читаем.

Как американизировалось учение «Вечного дыхания Дао» Ни Хуа-Цзином

МАРК ДЖОНСОН

Будучи одним из первых выходцев с Запада, инициированных даосским мастером Ни Хуа-Цзином на Тайване зимой 1975 года, и проведя с ним еще восемь лет в США стране, я был непосредственным свидетелем американизации его манеры преподавания и передачи знания по мере развития его школы в США. Поскольку наше обучение на Тайване было довольно ортодоксальным, Мастер Ни никогда не намеревался просто «пересадить» свою секту на территорию США, а скорее думал об этом как о «пересадке кожи» на древо даосизма, уже растущее здесь. Тем не менее, пересадка кожи была быстрой и сопровождалась постоянными изменениями в содержании и стиле преподавания.

Самым активным центром даосизма в США в начале 1970-х годов было Даосское святилище в Лос-Анджелесе. Я присоединился к ним в 1972 году и тренировался там до зимы 1974 года. Восточная философия и религия не были для меня чем-то новым, поскольку я жил в ашраме Адвайта-Веданты во Флориде с 1962 по 1970 год, а затем провел год, сидя с Судзуки Риши в его Дзен-центре в Тассаджаре. Только позже я понял, что мое обучение в этих центрах и особенно в Даосском святилище резко контрастировало с моим более поздним, более интенсивным и формальным обучением на Тайване. Наш распорядок дня на Тайване продолжался в течение короткого времени в США, но через несколько месяцев ситуация начала меняться.

Даосское святилище

Святилище размещалось в арендованной части протестантской церкви в Северном Голливуде. На самом деле там никто не жил, и различные даосские группы приходили и уходили в течение недели, почти не общаясь. Не было никакой повседневной рутины, и мы не придерживались каких-либо общих стандартов или наборов общих ценностей. Мы все называли себя даосами, но на самом деле наша фракция тайцзи цюань считала студентов гунфу нецивилизованными животными, а парней из тайцзи — слабаками. Каким-то образом мы удержались от того, чтобы задушить друг друга, и со временем научились взаимному уважению.

Кхиг Дхиег (доктор философии.D в области психологии) был главным инструктором в Святилище. Он считался крупным исследователем Ицзин (Книги перемен) и написал впечатляющую книгу под названием «Одиннадцатое крыло: изложение динамики И Цзин в настоящее время» (1972). Он зарабатывал на жизнь как актер, снимаясь в роли Во Фата в сериале «Гавайи пять О». Он часто характеризовал себя как актера, берущего на себя роль ученого Ицзина. Другой актер, Чао Ли Чи, преподавал классический китайский язык, пока мы переводили «Даодэ цзин» в его переданной форме и в недавно обнаруженных рукописях. Кроме того, были Джун Юэр, которая преподавала тайцзи цюань в линии мастера Го из Сан-Франциско, и Шер К. Лью, который обучал боевым искусствам. Вся обстановка была довольно хаотичной, и мы были непослушной компанией. Я наслаждался каждой минутой этого, и только когда я решил поехать на Тайвань, чтобы изучать иглоукалывание, я открыл для себя более формальные и дисциплинированные аспекты даосизма.

Обучение на Тайване

В конце 1974 года я отправился в Гаосюн на Тайване с парой из даосского святилища. Они уже много лет учились у тамошнего травника и приглашали всех желающих из Святилища присоединиться к ним. Мне наскучила моя жизнь графического дизайнера, и я был заинтересован в том, чтобы стать травником или иглотерапевтом, поэтому я пошел с ними. После нескольких недель игры в «догонялки» я решил, что мне нужен собственный учитель. После серии невероятных совпадений я наткнулся на Мастера Ни, известного в то время в качестве практикующего врача и автора книг по даосизму под именем Ни Цзин-Ху. Он согласился, что если мы поможем ему перевести священные тексты его линии, он научит нас иглоукалыванию. Так мы и сделали. Мы работали над проектом по десять часов в день в течение нескольких месяцев, пока он в конце концов не посвятил нас в свою даосскую секту.

Его родословная называлась «Союз Дао и человека» (Daoren heyi M AA—), в то время как его особая секта носила название «Вечное дыхание Дао» (Da Dao hefeng tang AMP DMA). Это была эклектичная смесь, начавшаяся с его отца, Ни Ю-Сан, уважаемого врача из юго-восточного Китая, который обучил мастера Ни большей части своих медицинских знаний. Самые ранние связи мастера Ни с формальным даосизмом были связаны с храмом недалеко от его родного города, где он обучался в подростковом возрасте. Однажды я посетил этот храм за пределами Вэньчжоу (рис. 1). Настоятель сказал мне, что у них тесные связи с монастырем Белого Облака в Пекине

Американизация толтекского Пути Знания, американизация Пути Дао. Продолжение 1

Рисунок 1. Мастер Ни в домашнем замке в Венчжоу

Мастер Ни также заявлял о непрерывной преемственности через различных более поздних учителей к средневековым мастерам Высшей Ясности Сыма Чэнчжэню (647-735) и Тао Хунцзину (456-536). Он, безусловно, знал бесчисленные стили тайцзи цюань, гунфу и багуа чжан, а также обладал непревзойденными знаниями в области акупунктуры, фитотерапии, китайской астрологии и Ицзин. Он также верил в строгий режим дня с высокими этическими стандартами.

Наша практика на Тайване сопровождалась множеством психических явлений. Мастер Ни регулярно вторгался в наши сны, и несколько раз его видели в нескольких местах одновременно. Однажды он убил крысу, просто направив на нее свой меч для изгнания духов. И однажды к нам по почте прислали черепаху, которую отправил некий строитель, который никогда не слышал о Мастере Ни, но он послал черепаху, потому что дух черепахи сказал ему сделать это во сне.

Затем был случай, когда я заснул на полу после девятичасового редактирования, и мне приснился яркий сон о том, как Мастер Ни ведет меня в высшую духовную сферу и подвергает испытанию. После долгих споров было принято решение, что я могу продолжать тренироваться с ними. Когда я проснулся, то увидел, что Мастер Ни стоит надо мной. Он сказал: «Тебе позволили остаться с нами только благодаря твоим зубам». С этими словами он повернулся, ушел в свою комнату и больше никогда не упоминал об этом инциденте.

Завершив основы нашего обучения, мы, наконец, были готовы к посвящению весной 1975 года. Это было очень официальное мероприятие. Мы начали церемонию в 2 часа ночи, так как это было самое благоприятное время с астрологической точки зрения. Мы приносили цветы, приношения пищи и духовные деньги к алтарю, где приносили их с многочисленными поклонами. Затем мы вошли в алтарную комнату на коленях с письмом-прошением на голове, которое вызывало множество божеств. Мастер Ни прикоснулся к макушке каждого из нас, и мы несколько часов ходили в измененном состоянии.

После нашего посвящения мы начали новый режим, который включал ежедневные упражнения, чтение заклинаний и участие в официальной еженедельной церемонии. Вскоре после этого мы вернулись в США, чтобы подготовить для него медицинскую клинику и духовный центр. Это привело к созданию главного центра Мастера Ни, «Вечного дыхания Дао» в Малибу, недалеко от Лос-Анджелеса.

Практика в Лос Анжелесе

Нас было от шести до восьми человек, которые постоянно жили в обширном центре в стиле ранчо на холмах над Малибу (рис. 2). Мы постоянно приходили и уходили на наши различные рабочие места в Лос-Анджелесе в течение дня, но многие другие люди присоединялись к нам по выходным. Обычно у нас было около 50 человек на семинарах и публичных выступлениях мастера Ни.

Арендная плата была дешевой для тех из нас, кто жил и работал там полный рабочий день. Но его семинары и формальные занятия были дорогими, и в промежутках между ними и посещением пациентов в течение всего дня Мастер Ни заработал много денег за короткое время.

Американизация толтекского Пути Знания, американизация Пути Дао. Продолжение 2

Рисунок 2. Центр в Малибу

Каждый день мы вставали за несколько часов до рассвета и медитировали на верхушках вечнозеленых деревьев, пока не взошло солнце. Мастер Ни сказал, что мы были настолько психически и физически беспокойны, что энергия на верхушках деревьев смягчила бы нас, и это действительно происходило с нами. На рассвете мы гуськом поднимались на гору, чтобы полюбоваться видом на Лос-Анджелес на востоке и океан на западе.

Мы выполняли различные виды упражнений (даоинь, тайцзи цюань, цигун) около часа, и в день полнолуния каждого месяца мы уделяли особое внимание поглощению ци как восходящего солнца, так и заходящей луны. Затем мы возвращались в святилище и в течение получаса повторяли заклинания (мантры), прежде чем отправиться на свою работу (рис. 4).

Ночью мы вернулись в святилище для дальнейшего обучения. Одной из первых вещей, которые мы сделали, было «Самоосвобождение», как он это называл, или «Хаотическая медитация», как это называют индусы. Наши спонтанные движения иногда перерастали в крики, судороги и корчения на полу. Это был отличный театр, и, казалось, он очистил много людей. Более того, каждые шестьдесят дней, в день генгшен шестидесятидневного цикла, мы не спали всю ночь, чтобы помешать Трем Червям подняться к небесным администраторам и сообщить о наших грехах или, как объяснил Мастер Ни, потому что это был день двойного металла, а металл был фазой преобразования в чем мы очень нуждались.

Американизация толтекского Пути Знания, американизация Пути Дао. Продолжение 3

Рисунок 3: Алтарь в центре в Малибу

Ночью мы возвращались в святилище для дальнейшего обучения. Одной из первых вещей, которые мы сделали, было «Самоосвобождение», как он это называл, или «Хаотическая медитация», как это называют индусы. Наши спонтанные движения иногда перерастали в крики, судороги и корчения на полу. Это был отличный театр, и, казалось, он очистил много людей. Более того, каждые шестьдесят дней, в день генгшен шестидесятидневного цикла, мы не спали всю ночь, чтобы помешать Трем Червям подняться к небесным администраторам и сообщить о наших грехах или, как объяснил Мастер Ни, потому что это был день двойного металла, а металл был фазой преобразования в чем мы очень нуждались.

Мы также работали с коанами (рисунок 4) во время наших вечерних медитаций. Мастер Ни утверждал, что они были украдены дзен-буддистами у их даосских создателей. Мы даже спали в положении, когда наша правая рука стимулировала акупунктурные точки на правой стороне нашего мозга, интуитивной, нелинейной части. Некоторые из нас также усердно практиковали «двойное совершенствование», производя «сладкую росу» и создавая наших «красных младенцев». Другими словами, каждая минута каждого дня и ночи была отдана самосовершенствованию.

Американизация толтекского Пути Знания, американизация Пути Дао. Продолжение 4

Рис 4. Один из множества текстов заклинаний-мантр

Изменения и адаптация

Всего через несколько месяцев дисциплины «старой школы» мастер Ни изменил свое отношение и стиль тренировок. На Тайване он обучал своих учеников более тонким и личным способом. У каждого ученика был свой собственный способ тайцзи юань, предоставленный после того, как он проанализировал их конкретный тип телосложения, психологическую предрасположенность и жизненное направление в соответствии с традиционной астрологией. Также на Тайване он привык делать выводы вместо того, чтобы прямо заявлять о них. У него была более сильная психическая связь со своими китайскими учениками, и, похоже, он уважал их больше, чем нас. Конечно, после 28 лет работы с ними его небольшая группа из 12 человек была сливками его команды. В Америке тысячи его учеников постоянно приходили и уходили, не оставаясь достаточно долго, чтобы чему-то научиться, и они, конечно, не были такими преданными делу, как его тайваньские ученики.

Вскоре он прекратил все посвящения, позже признавшись, что многие американские студенты были настолько психологически неуравновешенны, что он не хотел осквернять свою родословную. Он также упомянул, что его личная, тонкая сила не вызывала у нас такой же реакции, какую он получал со своими китайскими учениками. Ему пришлось значительно увеличить свои травяные формулы для американцев, чтобы вызвать ту же реакцию, которую он получал в Китае с половинной дозировкой. Я также отметил, что вряд ли были какие-либо психические явления, подобные тем, которые он вызывал на Тайване. Там не было ничего необычного в том, что он или один из его учеников входили в транс во время воскресной утренней церемонии, и кто-то другой говорил через них. Один дух утверждал, что жил на земле 4000 лет назад.

В Малибу Мастер Ни вошел в ченнелинговый транс только один раз. Во время семинара, совершенно не связанного с транс-медиумизмом, он сказал, что существо с солнца хотело говорить через него и попросило, чтобы мы включили отопление в комнате. Температура в комнате быстро приближалась к 49 градусам , и все же он попросил еще одеял! Примерно пятнадцать одеял спустя божество солнца начало говорить, описывая состав каждой из пяти фаз и рассказывая то, как каждый из нас должен был уравновешивать себя. Все это время мы хотели только выбежать из комнаты и остыть. Однако по-настоящему странным было то, что мастер Ни начал потеть только после того, как пришел в себя, а затем выбежал из этой комнаты так же быстро, как и мы. Это был первый и последний раз, когда он сделал что-то подобное в США.

Еще одним существенным отличием было то, что он почти не разговаривал, когда преподавал движение на Тайване. Он сказал, что умение подражать движениям других людей было даром, который мы все получили в детстве, и здесь была возможность заново открыть его для себя. Простое следование за ним заставило бы нас присмотреться внимательнее и побудило бы нас понять, что происходит у него внутри. Интеллектуализировать тайцзицюань означало лишить нас этого полезного таланта. Однако с годами он говорил все больше и больше, давая объяснения и инструкции, понимая, что без них никто никогда не получит пользы от движения.

Мало того, что наши повседневные дисциплины начали разрушаться с течением времени, наши стили движений претерпели радикальные изменения. Он начал с того, что обучил нас цигун Восьми Сокровищ, потому что, по его словам, мы были слишком заблокированы, чтобы извлечь пользу из его более тонких стилей тайцзицюань. Он также сказал, что мы никогда не должны путать эти движения с более простым комплексом Восемь Кусков Парчи, потому что в его версии изначально было шестьдесят четыре хода, по одному для каждой гексаграммы Ицзин. Я назвал это «roto router*» системы meridian, потому что это заняло полтора часа и было чрезвычайно напряженным. Поскольку все больше людей жаловались на трудности, Мастер Ни создал версию из тридцати двух ходов, которую мы практиковали много лет. Похоже, он пошел на дальнейшее упрощение этой формы до такой степени, что сейчас оригинал едва узнаваем.

* Примечание: «Roto-Rooter» - это название известной сантехнической компании и здесь это имеет смысл как "прочистка чего то очень засоренного"

Затем он обучил своей земной или Низшей Полевой форме Эликсира тайцзицюань. Каждый раз, когда он повторял занятия на протяжении многих лет, они были другими и выполнялись проще, чем раньше. Он сказал, что просто реагировал на энергию учеников в каждом классе. То же самое было верно для его форм в Человеческом стиле (Среднее Поле Эликсира) и в Небесном стиле (Верхнее Поле Эликсира). Даже его даоинь и багуачжан изменились, и эти изменения всегда были направлены на упрощение.

Его еженедельные семинары по различным аспектам даосизма вскоре стали ежемесячными, затем сократились до ежегодных. Он все больше и больше передавал свое преподавание старшеклассникам и начал писать книги, опубликовав сорок книг за тридцать лет и продолжая писать, в конце концов уехал в Юго-Восточный Китай, откуда, как я слышал, у него очень мало прямых контактов со своими учениками-учителями.

Выводы

По мере того как учение и наставления Мастера Ни становились все более американскими, что-то было потеряно, а что-то приобретено. Истоки его стилей шли рука об руку с тонким способом, которым он преподавал, но, если никто не мог или не хотел их использовать, какая от них была польза? В то же время он создал упрощенную форму даосизма с сильной связью с китайской медициной, которая могла бы иметь большую привлекательность для масс. Для него, похоже, эта более легкая версия была лучше, чем ничего.

Он, безусловно, достиг масс. Его книги, китайская медицинская клиника его сына и колледж иглоукалывания (Университет Йо сан), их травяной бизнес (Традиции Дао) и местные занятия в Санта-Монике повлияли на тысячи людей за последние тридцать лет. Его старшие ученики преподают по всей территории США, а DVD-диски, основанные на его различных стилях тайцзи цюань, разошлись сотнями тысяч экземпляров.

Особенно большое влияние оказали его книги. Они привносят в мир тонкую, таинственную силу, которую могут ощутить читатели, многие из которых чувствуют, что он приходит к ним во сне. Эта тонкая сила действительно является тем, что имеет наибольшее значение в распространении даосизма. Это иллюстрирует всеобъемлющую работу Мастера Ни, соответствующую утверждению Дао Дэ Цзина, которому он часто учил:

Мастер Пути действует тонко…

Когда он выполнит свою задачу,

люди, которые получили пользу, скажут:

«О, чудо! Мы сами это сделали!».