Top.Mail.Ru
Добрый день, меня зовут Сэмюэль Батиста Лазо, а мое священное имя – Большой Дождь.
В интернете я нашел сравнение древнего и современного календарей и буквально сам составил свое имя, Большой Дождь, по тайному календарю.
Сегодня я буду объяснять некоторые значения узоров и символов в ковровом ткачестве. Эти узоры и символы передаются у нас на протяжении уже девяти тысяч лет, с тех пор, как наши предки начали развивать земледелие и осваивать культуру выращивания кукурузы рядом с пещерами Галеника неподалеку от Митлы. Именно там они начинали использовать те же пигменты, что и для наскальных рисунков. Вот здесь, например, вы видите в основе рисунка ромбовидный узор, который человек подсмотрел на коже гремучей змеи. А вот тот узор идеален, он симметричен, как его ни поворачивай, и он напоминает нам о необходимости баланса энергии, породившей Вселенную.

Также у нас есть четыре стихии, огонь, вода, воздух и земля, четыре времени года, четыре элемента в наших телах. Наши тела могут быть разделены на четыре части, и пупок – это центр, который их объединяет. От макушки до пупка нас наполняет энергия Птицы, духовная энергия, которая способна отвлечь нас от материального мира, вознести на небеса. У нас также есть органы, такие как сердце и мозг, которые порождают мысли и эмоции, они неосязаемы, но способны изменить мир и передаваться из поколения в поколение.

Ниже пупка в нас концентрируется энергия Змеи, материальная энергия. Змея передвигается по земле при помощи всего своего тела – так и наши ноги, и наши половые органы обеспечивают нам наше существование на Земле. Змея – очень многогранный символ. Это древнее животное, и потому оно представляет первозданную мудрость, древние знания, передающиеся из поколение в поколение. Как змея сбрасывает кожу – так обновляется знание поколений. В балансе Птица и Змея соединяются, и получается третье состояние, в котором сливаются два эти символа. Когда они сливаются воедино, является Кецалькоатль и, объединяя две противоположности, рождает способность мыслить, как боги, но оставаясь при этом твердо стоять на земле. Объединяя два типа энергии, вы сможете обозреть мир божьим оком, будто сквозь ограненный бриллиант.

Энергия содержится также и в левой, и в правой сторонах вашего тела. Нагуаль, энергия из левой стороны нашего тела, — энергия интуиции и сновидения. Благодаря ей мы видим сны и чувствуем интуицию наших предков, и понимаем, что они реальны, как этот мир, который мы можем пощупать и ощутить. Они веками осваивали приемы, чтобы понять потоки энергии, осознать свои грезы. Правая сторона нашего тела содержит энергию Тональ, управляющую языком, звуками и логикой. Это буквально понимаемая нами магия, создающая мир вокруг. Логика позволяет нам познавать космос, тогда как интуиция открывает нам мир природы. Итак, их также необходимо слить в себе, чтобы принести рай на землю. Только когда эти четыре энергии пребывают в гармонии в нас, мы способны видеть мир глазами Бога.

В шестидесятые годы, вы помните, люди носили на себе «глаз бога» во время «Лета любви». Вот здесь в центре мы видим изображение, это парящая птица. Как видите, это стилизованное изображение, женщины так ткали. Вот они, распростертые крылья, символизирующие мудрость, приходящую со способностью видеть через божье око. А вот этот узор похож на цветок, что постоянно разрастается, и мы выплетаем его по-разному, потому что здесь нужно вставить один бриллиант в другой, и в третий, и у нас получается цветок из драгоценных камней, как символ постоянно расширяющегося сознания. Порой это бывает сложно, алмазы ведь тоже бывают различной формы, но мы плетем такие узоры, базовый символ остается тем же. Мы можем менять цвет или форму, и в этом проявляется творческая свобода каждого ткача, но основной мотив – символ бриллианта, — не меняется. Это все равно что древние узоры тех священных мест, где сейчас восседают представители Католической церкви.

Вы знаете, что на землю Теотитлана пришла церковь вместе с прибытием испанцев. Они пытались насадить здесь новую религию, поставить ее выше древних верований, но я согласен здесь с убеждением Октавио Паса, который говорил, что мексиканцы с самого начала надели на себя маску. Мы действительно не боролись с испанцами. Мексиканский народ позволил им пройти в Мехико, они взяли испанские ткацкие станки, их шерсть, мексиканцы ведь были торговцами…  И вы знаете, как было? Они проходили, неся изображения католических святых, но в руках у них, в корзинах, были спрятаны их древние божества, бог маиса, дождя или молний. И они продолжали молиться дождю, и так было довольно часто… пока их не ловили за этим.

Вообще я хочу сказать, когда ты приходишь в церковь, можно заметить, что камни, вытащенные для ее постройки из древних пирамид, повернуты так, что на них видны изображения и символы наших богов. То есть, когда ты приходишь в храм, ты вспоминаешь свои древние корни. И шаманы тогда искали способы сохранить эти знания, я имею в виду, что они проникали в церковную систему, они становились священниками. Они использовали свою энергию Нагуаля, плывя по течению, стараясь выжить и сохранить знание через такие плетения, уберечь эти символы, — и они дошли до нас, потому что храмы разрушить можно, можно сжечь все книги, но пока у нас есть наше ткаческое искусство, мы запоминаем наши символы.

Я помню их еще с очень раннего возраста, еще с тех пор, как мне было пять, шесть, семь лет, когда мы только садимся на маленькие стульчики за небольшие станочки, тренируем ловкость рук на задних рамах, сплетая пока только маленькие коврики. Уже с этих пор мы начинаем запоминать символы и способы их плетения, связывая их в своем сознании с древними историями и сказаниями о предках. Это знание хранится, оно все еще живо.

Толтекайотль В Символах Традиционного Ковроткачества 1

Теперь я хочу показать вам картину, где… вот она. Это полотно, у которого существует множество вариаций. Мы называем ее Циклом Жизни. Вот это узор вот тут – это символ сложенных таким образом рук. Это словно игра, которая соединяет левую и правую руки — части нашего тела, нашего внутреннего баланса, вместе. Это похоже на рассуждения ученых о правом и левом полушариях мозга, но я также хочу заметить, что можно изобразить такой символ, если много людей одновременно возьмутся за руки и образуют круг, становясь частью большого сообщества. Точно также как древние письмена можно истолковать по-разному, здесь тоже можно смотреть на все изображение в целом, а можно изучать деталь за деталью. Вот здесь у нас есть будто четыре костяшки пальцев, четыре шага, каждый из которых символизирует 13 лет. Так мы проживаем жизнь от рождения до пятидесяти двух лет. Эти периоды, детство, юность, зрелость, ведут нас к важному возрасту пятидесяти двум годам. Это важный возраст, потому что к этому времени человек вырастает, воспитывает детей, строит дом, формируется в профессиональном плане…

Итак, к пятидесяти двум годам в нашей жизни наступает этап, когда мы спрашиваем себя «Почему? Какова цель всего этого?», — этап – часть нашего биологического цикла, и все наши размышления на этом этапе базируются на трех пройденных ступенях прожитого опыта. Размышления эти порождают мудрость и знания, которые нужно передать следующему поколению, так что вот здесь мы видим сдвиг в узоре, когда человек проживает еще тринадцать лет, начинает стареть и умирает. Наши предки верили, что следующие тринадцать лет мы проводим в подземном мире, а затем перерождаемся и начинаем новую жизнь в бесконечном цикле жизни и смерти, которого можно избежать, если ступить на путь Война, который изображен вот здесь и включает гораздо больше этапов. Как вы видите вот на этом ковре, здесь больше нет биологического цикла развития, но отражен духовный рост человека. Наши предки верили, что мы приходим в этот мир для накопления опыта, и все пережитое хранится в нашем существе, в нашей сущности, и когда мы умираем, мы возвращаемся к главному Источнику, который в нашей культуре иногда представляется в виде Орла. Этот Орел питается переживаниям, но с философской точки зрения, это и Вселенная, создающая сама себя и познающая сама себя. Сама по себе она похожа на змею, пожирающую собственный хвост, что символизирует круговорот опыта, переживания.  И все это готовится воплотиться вот в этом символе, который вот-вот превратится в то, что получается, когда мы соединяем наши руки вот так.

Итак, наши левая и правая стороны, Тональ и Нагуаль, становятся единым целым. И… я бы назвал это символом цикла жизни, ведь те, кто достиг этого состояния, они обладают мастерством познания мира грез и интуиции в гармонии с миром звуков и логикой. И они способны отстраниться и проникнуть сознанием в царство Нагуаля, где все возможно, а мы слушаем истории о том, как Нагуаль обращается Орлом, который становится ветром, который способен превратиться, во что угодно и может говорить с растениями. И это его основное умение – находить связь, общаться с миром растений и животных, а также с миром мертвых, и перенимать их знания для мира видимого и ощущаемого нами.

Итак, Нагуаль – это человек, мужчина или женщина, обладающий Знанием, творящий это Знание. Он отличается тем, что может выбирать, когда умрет. То есть смерть – это не то, что случается с ним, для него это скорее осознанный выбор. Они точно знают, когда это произойдет, или когда они хотят, чтобы это случилось, и это они решают, когда покинут свои тела. И когда они умирают, они возвращаются к солнцу, посмотрите, вот оно, оно похоже на крест, который также называется крестом Кетцалькоатля. У него пять направлений, четыре по сторонам и одно вот здесь, в середине, обозначающее движение вверх и вниз. Существует множество ритуалов, которые мы организуем, двигаясь сначала в направлении четырех сторон света, а потом воспаряя и опускаясь с небес, донося свое Знание. Даже когда мы просто в народе выпиваем текилы Eagle River, мы производим это движение вверх – вниз – в центр – и «внутрь». И… я хочу сказать, что все эти древние знания, они очень даже живы. Мы можем наблюдать их в повседневной жизни индейских сообществ здесь, но также вы встретите их и в глазах мексиканцев на городском рынке. Вы увидите их улыбки, их счастье и силу, какие они смелые и жизнерадостные. И знаете, это проникает в нас на протяжении почти десяти тысяч лет развития нашей культуры. Подобно другим мировым культурам, мы все эти десять тысяч лет учились выращивать кукурузу, углубляли свои знания о травах и растениях для лечебных целей и употребления в пищу, для окрашивания тканей, таких, как эти.

И вот что я хочу сказать такой широкой аудитории и особенно мексиканцам. Историю пишут победители, и пишут ее зачастую предвзято, оправдывая собственные поступки в те времена. Но среди коренных народов появилось новое движение, стремящееся восстановить и интерпретировать историю с точки зрения их собственных предков. Например, эту землю, что между границами Северной и Центральной Америкой, мы зовем Науак, что на науатле, языке ацтеков, означает «земля, окруженная большими водами». Землю, что лежит от границ Центральной до Южной Америки, мы называем Тауантинсуйу, как звали ее инки.

Но вы, должно быть, заметили, что у нас много общих символов и мотивов, в этих крестах, этих ромбовидных бриллиантах… Они были у инков, у нас (у сапотеков), у коренных народов Северной Америки. И мы называем это огромной, объединяющей нас, культурно-философской общностью, у которой много порождений, и каждая – со своей собственной историей. И в самом деле, как вы понимаете, как и все народы прошлого, мы уходили по нашим торговым маршрутам с юга не север, за пределы наших деревень и гораздо дальше, унося с собой истории и знания, которые разбегались и разделялись людьми, как в одной большой семье. Вот, собственно, то, что я хотел рассказать, но у нас еще много других символов, следите за обновлениями, и мы обязательно подготовим новое видео, спасибо!