РАССКАЗЫ И ПОУЧЕНИЯ ОТ НАВИГАТОРОВ БЕСКОНЕЧНОСТИ
Лос-Анджелес, Калифорния, 30 июля 1996 года
Я отправилась в Тенсегрити, вооруженная чувством собственной важности журналиста. Семинары, созданные Карлосом Кастанедой для обучения «магическим пассам» (движениям), обнаруженным шаманами древней Мексики, быстро приобретали известность, и я хотела написать статью о семинарах с необычным названием, прежде чем они попадут в мейнстрим. То, с чем я столкнулась, заставило меня отказаться от моей роли, моего диктофона и блокнота и вместо этого получить опыт, который уникален по любым стандартам семинара.
Другие, с кем я познакомилась благодаря Тенсегрити, также щедро поделились своими впечатлениями. «Меня впервые познакомил с Карлосом друг, и я ничего о нем не знал. Я не прочитал ни слова ни из одной из его книг», — сказал Грег Мамишьян, электрик из каньона Топанга, Калифорния, который участвовал в занятиях, проводимых Кастанедой несколько лет назад, до того, как было принято название «Тенсегрити». «Мы просто назвали их экспериментальными классами». Позже он представил название Тенсегрити. «Тогда группа из 30-35 студентов собиралась и изучала одно небольшое движение на каждом занятии, по словам Мамишьяна, в отличие от более сложных пассов, которые с тех пор преподавались, которые обычно включают «много из движений, связанных воедино». В течение нескольких месяцев Мамишьян посещал занятия один или два раза в неделю. Тогда, как и сейчас, пассы часто включали энергичные физические движения, и обучение часто перемежалось рассказами Кастанеды о его ученичестве у мексиканского индейского шамана или колдуна дона Хуана Матуса. «О да, он рассказывал самые смешные истории; он просто мастерский рассказчик», — восхищался Мамишьян. Для тех, кто сейчас посещает Тенсегрити, частые, но незапланированные выступления Кастанеды на семинарах для многих являются изюминкой мероприятия. «Я помню первое, что он сказал нам: «Вы все существа, которые умрут». И это всегда было отправной точкой», — размышлял Мамишьян на тему, которая пронизывает работы Тенсегрити и Кастанеды.
Мамишьян, давний практик дзен-медитации, также отчетливо помнил свою первую встречу с Кастанедой, когда человек, которого он вскоре узнал как нагваля, искал место для парковки за пределами места встречи. Мамишьян тут же предложил свое собственное. «Что меня впечатлило, я думаю, почти так же сильно, как и все остальное, так это то, как сильно он (Кастанеда) ценил это, искренне ценил, что кто-то предоставил ему место для парковки», — сказал он, рассказывая о том памятном дне. К концу вечера и более чем трехчасовой лекции Кастанеды о мире волшебников дневной электрик был вдохновлен узнать как можно больше. «У меня не было никаких предубеждений, и я так рад, что так оно и было, потому что я понятия не имел о его (Кастанеды) прошлом. Я только что увидел конечный результат 35 лет. Я увидел конечный продукт, и он мне сразу понравился», — размышлял Мамишьян. Частые замечания Кастанеды о «роман е со знанием» имели особое значение. «Он любит неизвестное. Он полностью очарован этим, и теперь я тоже».
Мамишьян быстро проглотил все книги, когда-либо написанные Кастанедой, и очень рано испытал необычный вид сновидений, который они неоднократно описывают.
«Сновидение, как видят сны маги, — это упражнение осознания и упражнение восприятия», — объяснил Мамишьян, описывая, как он следовал методу, изложенному в книгах Кастанеды, чтобы напомнить себе перед сном «искать свои руки, когда вы сновидите». Однажды ночью, посреди обычного сна Мамишьян испытал ноющее чувство по поводу чего-то, что он должен был помнить. «Внезапно меня осенило, и я сказал себе: ищи свои руки, дурак!» и я это сделал. Я вытянул руки перед собой и посмотрел, и там были мои руки, и это вызвало пробуждение в моем сне», — продолжил он. «Я был так ошеломлен тем, что бодрствую и в то же время нахожусь во сне. Говорю вам, это действует на нервы, потому что мы привыкли бодрствовать только здесь.»
Теперь, благодаря дополнительному опыту трех семинаров по Тенсегрити, Мамишьян прокомментировал их влияние на его состояние сновидения: «Ночью я бы заметил разницу. У меня было бы достаточно энергии, чтобы осознать это». Как и прежде, на семинарах были представлены возможности послушать, как Кастанеда и его коллеги рассказывают о своих, казалось бы, невероятных жизнях. «Мне понравилось наблюдать Карлоса. Мне нравилось его слушать. Что позволяет вам сделать семинар, так это немного прикоснуться к их миру… и Тенсегрити является частью этого, потому что цель или намерение Тенсегрити не имеет ничего общего с нашей повседневной жизнью. Это очень тонко меняет вашу точку зрения, и вы получаете шанс попробовать мир волшебника». Как и многие люди, посещавшие семинары, Мамишьян регулярно практикует Тенсегрити с одной или несколькими группами, которые спонтанно возникли в Лос-Анджелесе и других городах, где люди встречаются, чтобы выполнять движения. Хотя и не связан с Кастанедой или Cleargreen Inc. (компания из Санта-Моники, которая организует Tensegrity), группы практики предоставляют многим людям регулярное место для ознакомления с растущей коллекцией пассов. Новости о предстоящих семинарах, объявления в Интернете (у Cleargreen теперь есть веб-страница по адресу http://www.castaneda.org ) и знания Кастанеды также накпливаются в группах.
«Во всех этих людях есть такое ощущение загадочности, что слухи кружатся вокруг них, как циклон», — сказал Мамишьян. «Здесь так много знаний из вторых рук… люди любят маленькие кусочки и фрагменты». Однако это развилось настолько, что в какой-то момент Кастанеда использовал Интернет, чтобы дать всем понять, что он не желает, чтобы ему поклонялись как гуру. Тем не менее, помимо огромной популярности Кастанеды, опыт людей с Тенсегрити разнообразен. Немногие вещи могут вызвать тревогу эго, суждения и оживить привычные модели поведения быстрее, чем войти в комнату с более чем 200 незнакомцами, с которыми я столкнулся на своем первом семинаре по Тенсегрити 10-12 ноября 1995 года в Лос-Анджелесе. Даже с учетом запрета на ведение записей (который существует для всех участников), мой разум непрерывно цеплялся за детали, которые я пытался запомнить. Сразу стало очевидно, что организация хорошо управляется. От руководителей дорожного движения, следящих за парковкой, до встречающих у хорошо расположенных регистрационных столов, «взгляд» излучал опыт профессиональных организаторов встреч и мероприятий.
Оказавшись внутри, мои отстраненные наблюдения начали рушиться. Люди, посетившие несколько семинаров по Тенсегрити, говорят, что каждый из них индивидуален. Ноябрь ознаменовался оживленной деятельностью, которая была очевидна с самого начала. Непосредственный вид участников-ветеранов Тенсегрити (людей, которые знают, о чем идет речь, добавил мой разум) быстро привлек мое внимание. Тогда я вряд ли мог представить себя впоследствии исполняющим движения, вдохновленные лапами, в стиле «Существо Земли», которые, как я видел, с энтузиазмом практиковали небольшие группы, разбросанные по залу. Между тем лозунги на этих спортивных футболках с Тенсегрити намекали на то, что было впереди. «Чувство собственной важности убивает… делайте Тенсегрити», — сказал один из них, повторяя ключевую тему. Еще одно чтение «Магия в движении» указывало на часы, потраченные на каждом семинаре на обучение выполнению различных пассов. Но рубашка с надписью «Энергетическое тело не там, где вы… делай тенсегрити» — это основные причины выполнения этих мощных движений. Говорят, что пассы восстанавливают частицы энергетического тела, которые отделились от нашего физического «я» в ходе повседневной жизни. Они также помогают остановить непрекращающийся внутренний диалог, который лишает нас внутренней тишины.
На семинарах по Тенсегрити всегда остается загадкой, кто выйдет на сцену. Лекции читаются любым или всеми четырьмя учениками дона Хуана — Карлосом Кастанедой, Кэрол Тиггс, Флориндой Доннер-Грау и Тайшей Абеляр — в зависимости от энергетической конфигурации момента. Условия были такими в ноябре прошлого года, что все появилось в течение выходных (беспрецедентное событие). Кроме того, впервые стройная молодая женщина по имени Голубой Разведчик покинула страницы книги Кастанеды («Искусство сновидения»), чтобы присоединиться к актерскому составу литературных персонажей, оживших на этом семинаре. Женщины-маги, которых Кастанеда быстро называет «ведьмами», являются одаренными ораторами, которые очаровывают аудиторию рассказами и учениями из своих мультивселенных жизней.
Опытные посетители семинаров вскочили на ноги и зааплодировали, прежде чем я понял, что в комнату вошел Кастанеда. После удивления, увидев его во плоти (он напомнил мне лепрекона или жокея), я была поражена его невероятным чувством юмора. Если бы он когда-нибудь согласился сниматься, он был бы отличным гостем для Джея Лено или Дэвида Леттермана. В какой-то момент своего часового выступления он улыбнулся, как будто делился секретом, и сказал: «Внутри у меня пусто». И это звучало так, как будто под его анимированной одеждой, которая крутилась по сцене, рассказывая истории его голосом, действительно ничего не было.
Наряду с идеями об энергии и восприятии, которые занимают центральное место в мире магов, Кастанеда говорил о постоянной теме семинара – чувством собственной важности — и шутил о том, какой могла бы быть его жизнь (парковщик машин, как он шутил), если бы не его учитель, шаман дон Хуан, который завербовал его. Кастанеда быстро обучил всех, кто незнаком с работами этого автора «Кто есть кто в Америке», тому, как энергетическая форма человека изменилась с яйцеобразной формы прошлого в конфигурацию, которая теперь больше похожа на сферу.
Он объяснил, как восприятие различных реальностей возникает в результате движения светящейся точки за лопатками («точки сборки»), где собирается восприятие. Учитывая приблизительно 600 различных точек внутри человеческой сферы, едва заметное смещение точки сборки, предположительно, может означать путешествие в другие миры. Именно Кэрол Тиггс была первой, от кого я услышала, что Кастанеда и его группа называют себя «навигаторами бесконечности». Привлекательная, харизматичная и остроумная, Тиггс расхаживала по сцене, чтобы наметить ее границы, после того как назвала свое магическое имя (протокол для мира, в котором она обитает). Тиггс «перепрыгнула с дорожки на дорожку» [Колеса Времени – прим.ред.], когда она объясняла процесс (который некоторые могли бы назвать ченнелингом), чтобы получить доступ к другому времени, и рассказала об опыте из своей жизни на пути воина. Подобно мастеру чтения мыслей, настроенному на безостановочный внутренний диалог, который поглощает большую часть человеческого внимания, Тиггс озвучила эти нескончаемые мысли, которые звучат в голове. Флоринда Доннер-Грау позже смеялась над тем, что Тиггс хотел озаглавить семинар «Как насчет меня!!», чтобы подчеркнуть отчаянную борьбу эго, которое борется за сохранение контроля.
Кэрол Тиггс вывела на сцену семь человек и заставил их на минуту замолчать, когда в зале стало тихо и практически запульсировало электричество. Усадив их бок о бок, Тиггс прошла вдоль строя и сказала каждому: «Смотри мне в левый глаз», тем временем мягко подталкивая каждого из «избранных» откинуться назад, «Она сделала это для всех в аудитории», — сказала одна женщина, позже обсуждая, что произошло. «Если каждый сможет перестать думать, что я хотел бы быть там, наверху, и открыться настоящему моменту, она (Тиггс) перезагрузит всех в комнате. По мере того, как у вас появляются моменты тишины, вы становитесь все более и более пустыми», — продолжила женщина, — что, согласно Кастанеде, создает возможность выбора.
Доннер-Грау, описывающая саму себя как сомнамбулист (мечтатель) группы, объяснила, что маги часто разделяют друг с другом свои сновидения и могут взаимно переживать другие реальности — даже в той степени, в какой сущности из ее мира сновидений иногда появлялись в повседневном мире, где ее соратники также их могли видеть. Доннер-Грау подчеркнула важность установления намерения разделить два мира, чтобы избежать того, чтобы один проникал в другой. Когда существо в виде кошки-кролика из ее мира сновидений появилось на улицах Лос-Анджелеса, один из сотрудников Доннер-Грау тоже увидел его и заболел почти на неделю.
Беседы с людьми о Тенсегрити неизменно поднимают вопрос о том, реальны ли истории, рассказанные Кастанедой и его коллегами-магами, или же они являются символическим путешествием. По словам четырех навигаторов, это так же реально, как и этот мир, который мы считаем «этим». На самом деле настолько реально, что один из них сравнил наш повседневный мир с маленьким окном, в которое мы выглядываем, а затем думаем, что окно — это «ОНО». (У меня промелькнуло школьное воспоминание — и рассказ Платона о людях, которые жили в пещерах и думали, что тени — это реальный мир.) В отличие от других ораторов, которые были окружены бурной деятельностью, когда вошли в зал, Тайша Абеляр спокойно появилась на сцене. Стоя в одиночестве, она описала свои путешествия к краю бесконечности с собакой-воином по имени Манфред, когда он покинул этот мир, и как это путешествие навсегда изменило ее жизнь — часть ее так и не вернулась. Эмоции и привязанность наполнили воздух, когда Абеляр поделилась с нами своими последними мгновениями с Манфредом, волшебником, воплощенным в теле собаки, который стал ее учителем, компаньоном и другом. Когда Абеляр говорила о Манфреде, а позже о Кастанеде, ее голос передавал огромную привязанность и силу, которая, по ее словам, существует, когда привязанность исходит из позиции отрешенности.
Стройная молодая женщина, которая сказала, что живет в двух мирах, представилась как Голубой Лазутчик. Она объяснила, что ей трудно поддерживать вес, потому что она беспокойна; как разведчик, ее роль заключается в том, чтобы двигаться впереди. В этом мире она дочь Кэрол Тиггс и Карлоса Кастанеды, сказала женщина. Затем она прочитала стихи, написанные много лет назад ее отцом, которые выражали мысли и чувства человека, променявшего академическую жизнь на мир волшебников. Собственная поэзия Голубого лазутчика появилась в этом году в «Читателях бесконечности» Карлоса Кастанеды (ранее «Путь воинов»), журнале прикладной герменевтики, который издается Cleargreen Inc. (Герменевтика, которая сначала была методом интерпретации священных, часто библейских текстов, теперь обращается к историческим, социальным и другим аспектам нашего мира.)
Значительная часть каждого семинара сосредоточена на изучении и отработке движений, переданных от древних магов. Три женщины представили эти магические пассы широкой публике в 1995 году — Кайли Лундал, Рени Мюрез и Найи Мюрез. Затем, идентифицированные как чакмулы (категория воинов-хранителей майя) на серии семинаров, проводимых по всей территории Соединенных Штатов и в Мексике, это, казалось бы, неутомимое трио научило тысячи людей выполнять пассы.
В декабре 1995 года на заключительном семинаре года в Анахайме, штат Калифорния, произошла серьезная реструктуризация. Подразделение чакмул было распущено, и с начала 1996 года был внедрен новый формат обучения. Перевоплотившись в группу из шести человек под названием «Энергетические трекеры», Лундал, Мюрез и Мюрез теперь преподают магические пассы в паре с тремя другими женщинами-инструкторами.
Ричард Дженнингс, бывший корпоративный юрист в индустрии развлечений, а в настоящее время исполнительный директор Hollywood Supports (в Лос-Анджелесе), участвовал почти в каждом семинаре по Тенсегрити с тех пор, как нашел их в Интернете. Его первая встреча с «ведьмами» Кастанеды на семинаре «Омега» весной 1995 года в Нью-Йорке была трогательной: «У меня был такой опыт вождения, который в принципе неописуем», — сказал Дженнингс. «Все началось с ощущения того, насколько живым все было вокруг меня. Я прочувствовал всю историю Манхэттена, пробираясь сквозь пробки к главной артерии, чтобы выбраться из города. Это был просто уровень глубокого осознания».
Дженнингс утверждает, что во время поездки он получил представление обо всем, что произошло до этого момента в его жизни. «Я внезапно осознал причины многих вещей, которые я сделал в своей жизни», — заметил он. Другие вопросы были прояснены в течение выходных. «Я был очарован всеми книгами Кастанеды, но у меня было много сомнений», — сказал уроженец Калифорнии. «Это действительно была последний аргумент, который убедил меня в том, что они делают то, о чем говорили… что они были подлинными».
Другой заядлый участник Тенсегрити, который был так тронут своим первым семинаром, что переехал в Лос-Анджелес для участия в интенсивном трехнедельном курсе прошлым летом, пережил аналогичный мистический опыт. Но он появился раньше любого из семинаров. Убедив друга, посещавшего Тенсегрити в Аризоне, показать ему и нескольким друзьям несколько пассов с семинара, группа направилась в горы. «Пока мы практиковали их на этом скалистом выступе с видом на долину, к нам подошла маленькая лиса. Мы стояли в кругу, и лиса вроде как подошла… затем она подошла к каждому человеку в круге и обнюхала их точно так же, как это могла бы сделать собака или кошка. Сделав это, она отошла, села немного в стороне и довольно долго наблюдала за нами, пока мы выполняли пасы», — сказал ныне работающий в Вестсайде (Лос-Анджелес) профессионал.
Имея за плечами уже три семинара за 1996 год (единственный в этом году был только для женщин, «Женское энергетическое тело»), Дженнингс провел некоторые сравнения с другими, которые он посещал. «Окленд (19-21 апреля 1996 года) стал новой вехой. Это определенно вывело все на совершенно новый уровень. Индивидуальная лекция каждой ведьмы была более мощной, более целенаправленной, чем я когда-либо слышал. Они говорили о вещах, о которых мы раньше не слышали. «Кэрол Тиггс завершила его. Она была такой сильной, какой мы ее никогда не видели… сплетая все эти нити воедино, описывая ее взаимодействие с доном Хуаном, рассказывая о том, как она пыталась изменить свое восприятие вещей, избавиться от эго…» — размышлял Дженнингс. Результаты, полученные в Окленде, вызвали дополнительные комментарии.
«Они действительно порождают, больше, чем предыдущие пассы, немедленное чувство внутренней тишины. Они короче. Существует очень четкий порядок», — объяснил Дженнингс. Набор состоял из пяти разминочных движений и десяти пассов, которые участникам было поручено выполнять регулярно в течение следующего месяца по просьбе нагваля (Кастанеды). Это контрастирует с общим форматом с относительно небольшим количеством ограничений.
Дженнингс также отметил восприимчивость аудитории. «Было больше приостановки суждений, чем, я думаю, я когда-либо видел, и это позволило им (когорте Кастанеды) углубиться и рассказать нам то, о чем они не могли рассказать нам раньше».
Отсылка, сделанная на январском семинаре в Окленде о новой книге навигации мага [«Активная сторона бесконечности» — прим.ред], всплыла во время апрельских выходных Тенсегрити. «У меня было ощущение, что они дают нам как минимум главы из этой навигационной книги, если не всю книгу целиком», — сказал Дженнингс. На семинаре также подчеркивалась важность перепросмотра (одна из тем, которые будут преподаваться на недельном семинаре 20-25 июля). «За последний год они дали нам Тенсегрити первого уровня, чтобы начать оттачивать наши энергетические тела», — сказал Дженнингс. «Но, чтобы действительно пойти дальше в этом, создать новый дом для нашей возросшей энергии, мы должны действительно серьезно взглянуть на все наши встречи, на то, как мы повторяемся в нашей жизни… и высвобождать энергию из этих различных ситуаций».
Некоторые из изменений, которые Дженнингс заметил в себе в результате занятий Тенсегрити, — это потеря веса и уменьшение вредных привычек и навязчивых идей. «Я отказался от сахара, отказался от кофеина и в результате чувствую себя намного более трезвым», — сказал он. «Тебе больше не нужны стимуляторы». Речь идет о практических вариантах, которые помогают нам открыться тому, что происходит в мире, включая энергию в ее потоке «. Другой участник семинара прокомментировал изменения, произошедшие с ним после занятий Тенсегрити: «Я сразу же перестал пить кофе». Повышенная физическая жизнеспособность и повышение уровня энергии также были отмечены после того, как он бросил пить кофе». Количество энергии, которой вы обладаете, кажется, действительно важным фактором во всем, что вы делаете в любой области деятельности», — отметил мужчина. «От медитации до вашей работы, до походов за продуктами или чего-то еще — просто наслаждайтесь жизнью». Я ожидал, что Тенсегрити будет местным (Лос-анджелесским) событием. Какое неправильное представление! Там были люди из Италии, Франции, Аргентины, Венесуэлы, Канады, Мексики и других стран. Некоторые люди всю ночь ехали на семинар из Сан-Франциско, другие летели из разных точек Соединенных Штатов. Там был один десятилетний ребенок, были кажется семидесятилетние, высокий процент мужчин и отсутствие обычной облегающей яркой одежды, обычной на многих мероприятиях в Южной Калифорнии.
«У каждого своя идея», — сказал Мамишьян, который часто задавался вопросом о том, почему другие делают Тенсегрити и какие результаты они испытывают. «То, что случилось с ними в результате Тенсегрити, совершенно другое. Это очень, очень открытая вещь, и намерения людей очень разные. Это похоже на открытую архитектуру», — заметил он. «Я даже не пью газированную воду, но все же у меня были переживания, которые можно было бы описать только как психоделические, но с одним отличием — они возникали совершенно естественно. Просто от меня требуется экономить энергию и перераспределять ее очень специфическим способом».
Поскольку Тенсегрити продолжает перевоплощаться из 1995 года Чакмула в 1996 году в Энергетических Трекеров, продолжающаяся эволюция кажется несомненной. «Они всегда будут меняться. Это никогда не будет чем-то, что отлито в граните», — улыбнулся Мамишьян. Когда я в последний раз слышал выступление Кастанеды во время периода вопросов и ответов, кто-то спросил его, где находится точка сборки Земли. Кастанеда сделал паузу и задумался, у него был такой вид, будто он собирается превратить этот ответ в шутку. Затем он серьезно сказал: «Может быть, в Лос-Анджелесе… Я не уверен. Но дон Хуан оставил нас здесь.»
Примечание: Тенсегрити происходит от архитектурного термина, сочетающего напряженность и целостность. Это было сочтено моим именем для модернизированной версии Кастанеды и учения о магических пассах, потому что они включают избирательное напряжение и расслабление ключевых частей тела.
Sedona Journal — октябрь 1996, Элизабет Кей Макколл