Интервью Найи Мюрез и Ренаты Мюрез, журнал El Despertador, март 2012 год
Calling in the Duende
Что такое Тенсегрити?
Практика Тенсегрити — это современная интерпретация пути воина, которому видящий-яки дон Хуан Матус учил своих четырёх учеников: Карлоса Кастанеду, Флоринду Доннер-Грау, Тайшу Абеляр и Кэрол Тиггс. Дон Хуан, который родился в Юме, штат Аризона и жил в Соноре, Мексика, был нагвалем или лидером группы видящих мужчин и женщин, линия которых берёт своё начало в Мексике более десяти тысяч лет назад. Дон Хуан описывал цель видящих как свободу восприятия-свободу воспринимать суть реальности-текучую, вибрирующую энергию, организованную осознающим нечто, что дон Хуан называл намерением.
Дон Хуан говорил своим ученикам что знание, которое он передал им относится к живой вселенной, к вселенной в которой энергия находится в постоянном движении-и, таким образом, им следует адаптироваться к своему времени в своих подходах к этому знанию. Следуя этому совету, Карлос Кастанеда дал имя Тенсегрити современному выражению того, чему дон Хуан учил своих студентов-наполняющим движениям, называемым магическими пассами, которым дон Хуан и видящие его линии учили своих учеников; практике пепепросмотра или обзора жизни; и сновидению-искусству использовать обычные сны и другие состояния осознания для путешествий (в терминах осознания). Все эти практики созданы для того чтобы помочь нам стать целостными-другими словами иметь постоянную связь с тем что дон Хуан называл телом сновиденеия, или энергетическим телом, двойником физического тела/существа, состоящим из энергии.
Тенсегрити это термин, взятый из архитектуры, который придумал архитектор, учёный, мыслитель и мечтатель [слово dreamer также значит сновидящий — пер.] Р. Бакминстер Фуллер. Фуллер наблюдал эффективные, способные к адаптации целостные структуры в природе, такие как деревья, например, или солнечная система, для того чтобы привнести эти качества в свои архитектурные творения. Карлос Кастанеда увидел что эти же принципы были в силе для магических пассов и других практик, которым его обучал дон Хуан; все они были направлены на то чтобы привнести это адаптирующееся, но целостное состояние во все аспекты человеческого существа-тело, мысли и эмоции, осознание и, в конце концов, в более полную общность: физическое и энергетическое тело-а также и в отношения человека с другими людьми, животными, растениями и деревьями, Землёй, планетами и звёздами.
Каково происхождение практики Тенсегрити?
Карлос Кастанеда был учёным-социологом-он проводил исследования в области «этноботаники» когда встретил дона Хуана. Он надеялся что дон Хуан научит его новому взгляду на растения, отличающемуся от его западного взгляда. Дон Хуан научил его другому взгляду на растения-и другому взгляду на мир, на то кто мы такие и какова наша цель здесь на этой Земле. Он написал об этой цели в своих двенадцати книгах-бестселлерах, в том числе «Учение дона Хуана» и «Магические пассы».
Какова эта цель?
Для дона Хуана этой целью было осознание. Все чувствующие существа на этой планете-растения, деревья, животные, люди, существуют как аспекты вселенной, познающей саму себя. Так что Тенсегрити-это практика осознания. Если мы хотим расширить своё осознание в этом путешествии, которое мы зовём своей жизнью, по словам дона Хуана, нам нужна энергия-энергия, которая приходит от перевода всех наших ресурсов в состояние целостности. Таким образом, все практики которым он обучал своих учеников, и которым они затем учили нас, подчинены этой цели.
Ученики дона Хуана чувствовали, что лучшим способом отплатить ему за его обучение будет поделиться этим со всеми кто интересуется. Так что они обучили нас, чтобы мы делились этим напрямую с другими людьми на семинарах и классах, в интернете и лично, при поддержке компании Cleargreen, преподавая магические пассы, танцы, музыку, театр и упражнения по исследованию себя, которым нас обучили. И сейчас мы начинаем обучать новых распространителей этого знания, чтобы они делились этими практиками в своих местных группах.
Можете ли вы объяснить нам как с точки зрения Тенсегрити понимается состояние благополучия?
Это прекрасный вопрос. Сначала давайте посмотрим что мы понимаем под благополучием. Для наших учителей благополучие означает способность чувствовать благоговение, то есть благодарность и удивление от всего что с нами происходит-неважно является ли это тем на что мы надеемся, или ожидаем, или нет. Другими словами, это означает иметь текучую целостность внутри себя, чтобы иметь возможность видеть неожиданные ситуации в более широком контексте, который выходит за границы того, что дон Хуан называл нашим «я-я-я-умом», и достигает нашего истинного разума, разума нашего целостного существа. Таким образом, если с нами что-то случается, будь то кто-то перебежавший на красный свет, или официантка в ресторане, которая не обращает на нас внимания, или какой-то выигрыш, награда, или что-то ещё, вместо того чтобы жёстко пытаться противостоять тому что происходит, или, наоборот, почивать на лаврах, мы осознаём эти чувства, этот опыт, и мы адаптируемся.
Мы можем позволить этим чувствам течь и делать их работу, частью которой является сообщить нам находимся ли мы в данный момент в состоянии целостности с собой и другими. Например, мы позволяем нашему естественному страху остановить нас перед тем как идти через перекрёсток; и мы позволяем нашей злости на водителя прокатиться через нас, и мы можем увидеть что на самом не уделили достаточно внимания этому перекрёстку; или мы принимаем свои чувства печали и злости от того что официантка, похоже, совсем не обращает на нас внимания, и мы можем мягко напомнить ей о себе, заметив как она устала в этот поздний час; или мы предоставляем возможность бурлить нашей радости от того что нас поздравляют, одновременно поздравляя и благодаря тех людей которые нас награждают, а также всех тех, которые помогали нам одержать нашу победу.
Бакминстер Фуллер указывал, что если мы посмотрим на структуру тенсегрити, например, у деревьев, мы сможем увидеть, что если начинает дуть сильный ветер и дерево замерзает в состоянии жёсткости, его ветви могут сломаться. Однако, в большинстве случаев воздушная и водяная гидравлическая система внутри дерева позволяет ему гнуться и адаптироваться под давлением, вместо того чтобы ломаться.
Интересно, что современная психиатрия говорит о похожем феномене в нашей психике. Психиатр и писатель Daniel Siegel предполагает что работа нашей психики и эмоциональное благополучие можно описать в терминах того что математики называют «комплексными системами», которые требуют для своего функционирования как разделение, так и единство всех своих составных частей. Он приводит пример хора — если мы все поём одну и ту же ноту, мы объединены, но не различимы. Такой системе недостаёт гибкости. Если мы заткнём уши и будем одновременно петь разные ноты, то различие появится, также как и хаос. И только если мы поём вместе в гармонии, то получается целостная система.
В наших эмоциях мы тоже имеем либо жёсткость либо хаос, учёные сейчас утверждают что это влияет и на наше умственное и на наше физическое состояние; не может быть ясного разума или действительно здорового тела без целостных эмоций. Dr. Daniel Siegel ссылается на гарвардское исследование, согласно которому мозг детей, подвергающихся насилию не только меньше чем средний, но в нём также поражены участки, отвечающие за целостность — гиппокамп или мозолистое тело. Выводы этих учёных совпадают с выводами психиатров — травмы блокируют целостность, здоровые отношения её развивают. И как указывал дон Хуан, наш внутренний диалог также оказывает эффект на всё наше существо.
И это подтверждают результаты других исследований — докто Кэнис Перт и другие ведущие учёные в сфере психонейро-иммунологии показали, в рамках своих исследований работы нейропептидов, что иммунная система и наше метальное/эмоциональное состояние тесно связаны.
И похоже что здоровое тело — это то, что принимает любые чувства, без того чтобы заиграться с ними или застрять в них или оценивать их как «хорошие» или «плохие». Для наших учителей, это именно то что мы хотим достичь — быть способными слушать и принимать всё что происходит — внутри или снаружи. Так часто в группах работы с осознанием существует молчаливое убеждение, что мы должны отрицать или игнорировать некоторые части нас или наших чувств. Например, если мы практикуем движения и чувствуем боль, мы можем решить что нужно потерпеть и продолжать двигаться вместе с другими. Или, если мы чувствуем злость или (прости господи) зависть, или какое-то другое чувство которое нас научили отрицать, мы стараемся его подавить и выдавить из себя вежливую улыбку.
Таким образом, практика Тенсегрити — это искусство текучести и постоянной целостности. Она включает в себя искусство перепросмотра или обзора наших жизней с помощью подметающего и распутывающего дыхания, отслеживая потоки энергии и эмоций нашей повседневной жизни так что мы узнаём себя и свои поведенческие шаблоны в степени, достаточной для того чтобы понять где мы застреваем в наших мыслях и эмоциях, а также где мы текучи — узнаём как можно больше об этих состояниях — включая то как мы выражаем их — как мы дышим, что происходит с нашим телом — сжимаем ли мы челюсти от злости? Сжимается ли наша грудь от зависти и расширяется ли от радости? — так что мы можем регулировать и учитывать это в любой ситуации и взять на себя ответственность за свой вклад в то что происходит — и позволить другим взять ответственность за их часть. Если мы признаём свою часть ответственности в ситуации, мы получаем возможность адаптироваться к ней и сотрудничать с другими.
Эта способность организовать хор жидкостей, мозгов и костей наших тел в стройный концерт, у каждого по-своему уникальный, и способный, объединившись с другими, создать симфонию, является тем, что зовут нашим «другим»-энергетическим телом. Это объединённое состояние пребывания одновременно в теле и душе, которое можно сравнить с достижением дуэнде*-силы по-настоящему ощущать полный диапазон эмоций и выражать эти глубокие чувства, которые, как говорил Федерико Гарсиа Лорка, приходят из самой Земли и через наши ступни зажигают наши вены, наши сердца, наши глаза и наши голоса, всё наше существо, и могут зажечь всю комнату, всю семью, весь лес, весь город весь мир… всё сразу как единое целое.
Nyei Murez и Reni Murez — ученики Карлоса Кастанеды и давние инструкторы Тенсегрити
* — Дуэнде — это термин из фламенко, который означает страсть и волшебство, которое возникает при совместном исполнении музыки и танцев, это колдовство и магия, дух который касается исполнителей и зрителей.