Мексиканские ретабло — небольшие, красочные картинки, нарисованные в благодарность за божественное заступничество, избавление от болезни, спасение в опасной ситуации или за иную удачу, в которой верующий разглядел чудесное вмешательство святого.
Изначально термин «ретабло» означал (и продолжает означать) запрестольный образ в католической церкви, который стоит за алтарем. Ретабло своего рода стенка с чётко выявленными гранями трёхсложной конструкции. Она образует прямоугольный каркас, чаще всего с тремя полями. Поля обозначаются вертикальными тягами.
В православии и в церквях восточного обряда такие предметы не предусматриваются. В православии используется иконостас, который устанавливается перед престолом, а не позади.
Ретабло сформировались в Испании 14 века и позднее распространилась по Европе. Стационарные ретабло представляет собой крупную и достаточно сложную архитектурно-декоративную композицию. Ретабло может включать архитектурный декор, скульптурные композиции и живопись. Ретабло делались из дерева, мрамора, алебастра, гипса. Нередко они раскрашивались и покрывались позолотой.
Бывали и ретабло в виде раскладного триптиха, который испанские солдаты воюющей с маврами Испании могли брать с собой в военные походы эпохи реконкисты. Позже ретабло распространилось вместе с конкистадорами в странах Америки.
Достаточно сказать, что знаменитый «Сад земных наслаждений» Иеронима Босха это тоже ретабло. В средневековой Европе эта конструкция обычно изготавливалась в виде массивного триптиха. В центре обычно изображали какую-нибудь крупную фигуру, деву или святого, а по краям эпизоды из их канонического жития.
Однако в 20 веке зажиточные мексиканцы начали заказывать личные ретабло, а позже практика создания ретабло стала очень популярной и среди простого народа. Прихожане сами или с помощью народных художников создавали эти душевные и наивные картины. Саму эту практика создания ретабло можно рассматривать как своего рода арт-терапию, а не только как религиозный комикс, отражающий народные представления о волшебстве, духе и божественном вмешательстве. В стилистику и в тематику живописи ретабло добавилась стихия народного самосознания и самые экзотические случаи. В ретабло благодарят за спасение от инопланетян, за хороший урожай травы, за изгнание демона из коня, за помощь в накоплении денег на маракасы, за мужество или прекращение отношений с девушкой доминой.
И конечно в сюжетах ретабло нередко фигурируют нагуали — как правило в форме угрожающих и пугающих звероподобных существ. Обычно их изображают как бы «радужными» словно бы они переливаются или светятся. В ретабло отобразилась частично современная мифология о «нагвалях» — примерно такая же, как в первой книге и в первых главах Кастанеды — как о людях, способных превращаться в зверей. Также в сюжетах ретабло встречаются описания психоделических переживаний, осознанных и ярких сновидений, и других неординарных и драматических событий.
Но написать об этом я решил не только из-за «нагвалей».
Сама практика ретабло вполне может быть использована в перепросмотре для поиска нового взгляда и установления связи с энергетическим телом. Как это можно делать? Например: с вами происходит какое-то событие, удивительное. Например увлекательное сновидение, необычная встреча или что-то другое (что вы бы хотели повторить в своей последующей жизни).
1) перепросматриваете это событие
2) в ходе перепросмотра рисуете как, умеете это событие с благодарностью Духу или энергетическому телу, или Намерению
3) устанавливаете этот рисунок где-то, где вы можете его наблюдать ежедневно. Рисунок может быть установлен на таком месте на какой-то период, который вы считаете достаточным. Потом его можно будет заменить. А предыдущему дать сгореть на огне
-
Моего коня забрал нагваль, но потом он оставил его. Спасибо Богородице.
-
Я отправился с друзьями в пустыню поесть пейота, и, отстав от остальных, потерялся и не знал, как добраться домой. Вдруг, откуда ни возьмись, появился олень, сияющий под звездным светом всеми цветами радуги, который вывел меня к деревне, а потом исчез. За это чудо я благодарю Пресвятую Деву Гваделупскую.
-
"Однажды ночью мне пришлось разбить лагерь в горах. В свете луны я увидел ведьм, летящих по направлению в Веракрус. Я благодарю Наисвятейшее Таинство за то, что ведьмы меня не заметили, не сглазили и не напустили на меня какие-либо другие ужасные чары"
-
Однажды, когда я готовила, то почувствовала, как начала отрываться от земли и парить в воздухе. Только спустя время я смогла опуститься на пол. Я очень испугалась и взмолилась Святому Паскуалю, поскольку продолжала летать почти каждый день. Наконец святой просветил меня, и я поняла, что эти кошмары вызваны грибами, которые я так сильно любила и постоянно ела. Несомненно, грибы оказались галлюциногенными. Теперь, когда я перестала их есть, всё вернулось на свои места. Благодарю Святого Паскуаля, ведь невозможно же готовить, когда летаешь.
-
Сеньора Надина завтракала на веранде у себя на фазенде, когда пришел нагваль с огромными ушами и стал скалить зубы и жарко дышать. Она благодарит Пресвятую Деву Сапопанскую за то, что нагваль хотел съесть не ее, а только оладьи со стола.
-
Грегори Аладеро отправился в пустыню поесть пейот. Он благодарен Пресвятой Деве Гваделупской за то, что хотя во время этого путешествия у него и случились странные видения, он не испытал страха и не впал в паранойю. Ни одно насекомое, ни одна гадюка его не укусила. Путешествие принесло ему много прекрасных открытий, так что он чувствует себя счастливым.
-
Нагваль похитил моего маленького сына прямо из колыбели. Но благодаря Деве из Гуадалупе нагваль не нес его дальше, чем кукурузное поле. Я прибежал и увидел моего ребенка, который сидел и играл с листьями. Также я видел, как тень нагваля убегала.
-
Я отправился в пустыню поесть пейот. Внезапно я увидел чудовище, которое приблизилось ко мне. Я ужасно испугался, но тут этот невероятный зверь стал говорить со мной о жизни, о любви, о красоте. Слова вылетали из его пасти разноцветными цветами, и я больше не воспринимал его как чудовище, а как просветленное существо. Я почувствовал себя счастливым, умиротворенным, и это ощущение не покидало меня ещё несколько месяцев. Я благодарю Пресвятую Деву Гваделупскую за это удивительный случай.
-
Когда я была беременна, я чувствовала странные движения в животе. Я боялся, что с моим ребенком может случиться что-то плохое. Итак, я пошел к акушерке. Она успокоила меня и объяснила, что беспокоиться не о чем. Но, тем не менее, она дала мне выпить лекарство, чтобы снять беспокойство. Я оставил ее все еще немного взволнованной, и на обратном пути я встретил нагваля. Он был окружен облаком молниеносных жуков. Он сказал мне, что с моим ребенком все будет в порядке, и он вырастет здоровым и сильным мужчиной, а также добрым и умным. Я благодарю Святого Раймонда, потому что это видение действительно успокоило меня, и я даже чувствовал себя очень счастливым.
-
Мария Гуадалупе и я любили друг друга, но ее брат Пончо был против наших отношений. Поскольку он был колдуном, он приходил по ночам как разъяренный нагваль, чтобы разлучить нас. Только благодаря помощи Девы Гваделупской и ее благословению нам удалось сбежать и пожениться в другом городе.
-
-
После того как мой муж уехал работать на север, я чувствовала себя одиноко. Тогда вечерами я начала играть во дворе на гитаре и петь. Постепенно моя музыка привлекла внимание всех окрестных котов. Они были заворожены музыкой. Благодарю Пресвятую Деву Сапопанскую за то, что теперь у меня такая большая компания.
-
Альберто и Мария пошли собирать дрова для того, чтобы развести огонь и приготовить ужин. Было уже темно, и вдруг они увидели странное светящееся животное из пейотлевых сновидений. Сначала они очень испугались, но потом поняли, что животное было дружелюбное, и находясь рядом с ним, они испытывают необыкновенное чувство покоя и счастья, которое они еще долго потом ощущали. Они благодарны за это Пресвятой Деве Гваделупской.
-
Когда я обнаружил, что мой парень - нагваль, который может превращаться в разных животных, я испугался. Я собирался покинуть его. Я благодарю Святого Франциска за то, что он помог мне понять, что различие не делает человека лучше или хуже, а просто другим. Когда я вдруг понял это, мой парень превратился в гигантского кота.
-
Орда нагвалов проходила мимо поля. Я благодарю Деву за то, что я не сошел с ума.