Top.Mail.Ru

Будучи студентом университета в начале 1970-х, Кацуёси Санэмацу не мог предположить, что, взяв в руки книгу Карлоса Кастанеды, он отправится в почти 30-летнюю одиссею, кульминацией которой станет публикация первого исчерпывающего описания шаманизма майя японским ученым. На фото — ученый участвует в ритуале майя киче.

В своем интервью 52-летний Санэмацу, доцент Университета Рикке в Токио, сказал, что его новая книга «Майя бунмей сейнару дзикан но шо» («Книга священного времени майя»), изданная Гендаем Сорином, была плодом любви.

В книге задокументированы его собственные исследования скрытых знаний майя в течение шести лет в регионе Киче (горных майя) на юго-западе гватемальского нагорья — и интервью с известными в тех местах шаманами. Санэмацу сказал, что, хотя он давно был очарован шаманизмом и археологическими  находками великой цивилизации майя, в молодости он никогда не связывал их вместе.

Его интерес к шаманизму начался с чрезвычайно популярной серии книг Карлоса Кастанеды о таинственном колдуне, индейце яки Доне Хуане Матусе. Он признался, что путь силы Кастанеды произвел на него неизгладимое впечатление в юности, и в конечном итоге подтолкнул его отправиться с женой в Соединенные Штаты в 1975 году для изучения культурной антропологии в Канзасском университете.

Но во время учебы он постепенно разочаровался в трактовке антропологии в академических кругах. «Все эти удушающие теоретические рассуждения чуть не убили мой интерес к этой теме», — сказал Санемацу. Разочаровавшись в академической антропологии, он перешел на факультет лингвистики и получил степень магистра. Он вернулся в Японию три года спустя, забыв о шаманизме — по крайней мере, он так думал.

В течение следующего десятилетия он стал заниматься другими занятиями, но с годами он также стал замечать изменения в себе.

«Я остро осознал, что время на исходе. Кризис среднего возраста, если хотите. Я осознал необходимость продолжить свой поиск с того места, где остановился, и завершить его, прежде чем умру», — сказал он.

Он описал возобновление учебы, как «воссоединение с давно утраченным любимым человеком».

Итак, летом 1991 года он, наконец, отправился в северную Мексику, страну Дона Хуана, чтобы лично осмотреться. И то, что он нашел, его удивило.

«У меня была возможность поговорить с тамошними шаманами, принадлежащими к тому же племени, что и Дон Хуан, и я понял, что это в основном правда. Кастанеда не придумал. В конце концов, шаманы, такие как Дон Хуан, действительно существовали», — сказал он.

Именно во время этой поездки Санемацу смогла осуществить еще одну давнюю мечту — посетить руины древних майя, одной из самых ярких и могущественных цивилизаций в истории, которая таинственным образом рухнула около 900 года.

Во время второй поездки в Мундо Майя для дальнейших исследований три года спустя он сделал важное личное открытие во время незапланированной экскурсии в магический высокогорный город Чичикастенанго в регионе Киче в Гватемале.

«Многие считают, что цивилизация майя процветала в прошлом, но уже давно вымерла. Это большая ошибка», — сказал он. По его словам, культура майя жива и здорова, но, как это ни парадоксально, ее можно найти не в легендарных храмах и пирамидах майя, а в высокогорных деревнях в джунглях среди современных потомков древних майя киче.

Именно в такой живой культуре, пропитанной традициями, он установил критическую связь между шаманизмом майя и его предыдущими исследованиями шаманизма.

Но к его удивлению с точки зрения информации по этому поводу почти ничего не было! Хотя о шаманизме майя как таковом издано много материалов, большая часть из них относилась к более поздней юкатанской разновидности, а не к киче, которые, по его словам, считаются самыми аутентичными предками цивилизации майя. «Кроме нескольких книг, полагаться было не на что. По сути, мне пришлось начинать с нуля», — сказал он.

Несмотря на то, что Санемацу свободно говорил по-испански, ему пришлось выучить язык киче, поскольку большая часть его исследований состояла из интервью с видными жрецами майя региона — авторитетами в космологии майя. Его книга содержит множество отрывков, поясняющих беседы с такими шаманами.

Таким образом, он постепенно стал посвященным в хаотическую вселенную шаманизма майя, узнал о календаре и кресте майя, и, что наиболее важно, о священном происхождении киче майя, известном как Пополь Вух.

Упомянутое Санемацу в «Книга священного времени майя», Пополь Вух — самое древнее существующее письменное свидетельство майя, и оно очень похоже на сегодняшнюю христианскую Библию. Считается, что этот текст был написан аристократом майя в середине XVI века, вскоре после того, как испанские конкистадоры сожгли почти все книги майя, Пополь Вух был чудесным образом обнаружен в деревне Санто-Томас-Чуила (совр. Чичикастенанго, то есть «агавы») в 1857 году миссионером и спасен от забвения. В настоящее время он составляет основу шаманских верований и ритуалов современных майя.

Прилагая большие усилия, чтобы правдиво и точно изобразить скрытые тайны души майя, Санэмацу надеется, что его книга прояснит многие недоразумения и надуманные представления, окружающие одну из передовых древних цивилизаций мира.

«Многие из моих открытий, представленных здесь, противоречат устоявшимся взглядам на майя», — предупреждает он читателя в предисловии к книге.

Пояснения от редактора: в статье, по сути, говорится о том, что японский профессор находится в своего рода оппозиции к современной антропологии (в первую очередь — американской) которая относится к шаманизму свысока, как к причудливой дикости первобытных, нецивилизованных людей. Он призывает всерьез отнестись к шаманизму, как к целостному, духовному знанию. С этой точки зрения написаны его книги, которые, к сожалению, не изданы на английском. 

Послесловие

Через 6 лет после публикации книги и этого интервью, Кацуёси Санэмацу и возглавляемая им группа японских археологов нашла в Боливии остатки древней культуры в северо-восточном штате Боливии Бени. Он и его команда раскопали в древнем огромном искусственном холме Лома Чоколаталито, находящемся примерно в 35 км к востоку от столицы провинции Тринидад, множество артефактов. Результаты указывают на то, что в этой местности когда-то существовала важная цивилизация, но что стало причиной ее исчезновения, остается загадкой.

Также команда откопали таинственное захоронение карлика (сделанное примерно в 700 году нашей эры). Напомним, что карлики в мезоамериканских цивилизациях считались очень необычными существами. Например, сапотеки считали карликов детьми бога молния.

По словам Санемацу, внутри холма также были найдены керамические куклы, монеты, глиняные изделия с трехступенчатой ​​платформой, керамические прялки и другие инструменты.

«Трехступенчатая платформа, или три «пача» (символизирующая три мира — прим.ред), берет свое начало в андской цивилизации и указывает на то, что между Андским нагорьем и Амазонкой происходил интенсивный обмен», — сказал он.