Top.Mail.Ru

Знахарство и народная магия масатеков (Оахака)

В настоящем кратком исследовании предлагается представить совокупность новых данных, собранных недавно от малоизвестной группы, населяющей часть северо-восточного угла штата Оахака, Мексика. В дополнение к этим данным будет представлено ограниченное количество сравнительного материала с целью указать на общее единство верований и практик колдовства в регионе, задуманном как культурное целое. Новые данные были собраны летом 1938 года небольшой группой, членом которой был писатель. Выражаем благодарность Панамериканскому институту географии и истории Мексики за финансовую помощь.

Численность масатеков, согласно последним данным переписи населения, составляет 55 343 человека. Процент монолингвальности составляет 81,76%. Во всей Республике этот показатель превышает только показатель Чоло, у которых одноязычие составляет более 89 процентов. На территории масатеков говорят на двух диалектах, так называемом диалекте масатеко-Пополока и диалекте масатеко-Уаутла, который Бель мар называет искатеко.

Грубо говоря, на первом диалекте говорят те, кто населяет жаркую, низменную тьерра калиенте (жаркую землю), в то время как последний встречается в более прохладном, горном регионе, где выращивают кофе, известном как тьерра темплада.

На территориях, прилегающих к масатекам, обитают народы, говорящие на языках чинан тек, ацтеков, миштеков, куикатеков и сапотеков.

Они разделяют с масатеками и друг с другом основной комплекс черт, относящихся к каждой фазе жизни. Это наиболее очевидно в нескольких случаях приграничных городов, населенных двумя языковыми группами. Поскольку колдовство присутствует и широко практикуется во всем регионе, и поскольку данные, хотя и достаточно скудные, сравнительно полны для этой фазы жизни, некоторые из этих данных будут кратко представлены здесь.

Следующая информация о практике лечения с помощью колдовства была получена в масатекском городе Уаутла-де-Хименес.

С брухо (колдуном) впервые связались через добрые услуги старшего д. Хосе Дорантеса, торговца масатеками из Уаутлы. Предлогом, данным брухо, было то, что у одного из членов партии был больной родственник в Мехико.

После почти недельной задержки брухо согласился взяться за это дело, и после нескольких обсуждений с нами характера болезни он договорился о встрече с нами. Встреча · состоялась у него дома в субботу, 16 июля, и длилась с десяти вечера до двух часов ночи. На церемонии присутствовали восемь человек, в том числе члены партии, старший Дорантес, брухо и его жена. Жена брухо, по-видимому, спала, хотя время от времени садилась и вставляла какое-нибудь замечание.

Брухо-старик, ему определенно не меньше семидесяти лет. Если не считать высоких ботинок на пуговицах и широкополой фетровой шляпы, он выглядит как другие горожане. У него легкий случай заболевания пинта (поражения кожи, в результате чего кожа покрывается пигментными пятнами), и он частично парализован. Он не говорит по-испански.

Брухо сидел перед маленьким низким столиком. Над столом висели две обычные цветные религиозные гравюры. На столе стояла миштекская корзина, содержащая шесть яиц. Также на столе были аккуратно разложены 48 зерен кукурузы, свеча, пакет с красным перцем, содержащий тобак молидо, ножницы, белая бечевка, гуахе (сосуд из тыквы), также содержащий тобак молидо, небольшой квадрат бумаги из коры, бумажный сверток из копала и большое красное и синее перо гуакамайи.

На настенной полке слева от стола стоял ночник

и зажженная свеча; и большое количество больших комнат с кашицей, завернутых в банановые листья . Там же были две засушенные орхидеи и короткий посох, вплетенный в сухие желтые цветы. Под столом стояла копаловая горелка в форме кубка обычного размера и формы.

Процедура

  1. Брухо задал вопрос о симптомах заболевания, хотя и не очень подробно, поскольку они уже были объяснены на предыдущих встречах.
  2. Он прожевал три гриба и палочку какого-то неизвестного вещества.
  3. Он взял шесть яиц из корзины и положил их в два ряда на столе. Там было два яйца индейки, два куриных яйца в крапинку и два простых белых куриных яйца.
  4. Он призвал святого Петра и Святого Павла, за которыми последовало большое количество других святых и местных девственниц, в том числе из Гваделупы, Ла-Соледад-де-Оахака и Девы Марии Чиуауа.
  5. Он дал указание родственнице больного человека вложить кусочек копала в ее правую руку, в то время как она повторяла имя больного человека. Затем она ·положила кусочки копа в горелку и…
  6. …Брухо добавил копаловой пыли и зажег ее.
  7. Он спросил, где родился пациент и где был похоронен послед новорожденного. Он сказал, что болезнь пришла от сухого ветра, воздуха.
  8. Он осенил себя Крестным знамением и призвал дух больного человека.
  9. Он призвал большое количество святых в бессвязной повторяющейся молитве, похожей на литанию, за которой последовало обращение к дуэ (рейес) скал, рек, гор, земли, звезд, растений, солнца, луны и ла’а, разновидности горного карлика.
  10. Затем Он помолился непосредственно Богу, сказав: «Король…?», и Сан — Антонио, молитва мольбы». Он поднял кукурузные зерна.
  11. Он сделал четыре извивающихся знака над столом, как будто собираясь бросить кости, и говорящие: «Во имя Отца. Сын, Святой Дух и Благословенная Троица».
  12. Он рассыпал 48 ядрышек кукурузы по столу. Некоторые упали на грязный пол, их подняли и положили на край стола. Сделав небольшую паузу, как будто в глубоком раздумье, он прочитал схему и приговаривал следующее:

Первый бросок: «Путаница … «наука» не уверена, может ли она помочь».

  1. Больше молитв, как и выше, но сравнительно коротких.

2-й бросок- «Все еще в замешательстве, но немного яснее».

  1. Длинные молитвы с дальнейшими призывами всех уже упомянутых; молитвы главным святым, а также Богу, Сыну и Троице и т. д. Он умолял их о помощи, как будто его уже поддерживали меньшие святые, то есть по принципу заступничества. «Святой — говорит, и Святой — говорит» и т. д.

3-й бросок-«Возможная надежда».

4-й бросок- ·»Смерть. Я могу видеть похороны. Духи не со мной, но надежда не совсем отсутствует».

5 — й бросок — «Если вы верите и имеете веру, есть надежда»

6-й бросок — «Ей уже намного лучше, но ты должен верить в меня».

7-й бросок- «Она сейчас здорова, и вы можете отправить телеграмму, чтобы доказать это!»

Старик сказал, что он вылечился с тринадцати лет, а сейчас ему уже за семьдесят. Он добавил, что наука, которой он занимался, была очень древней, происходила от антепасадос (предков) и передавалась от отца к сыну. Во время церемонии он трижды сжег копал, сначала на полу между ног, а затем, держа горелку в руке. Он курил сигару между заклинаниями и бросанием зерен кукурузы.

Брухо сказал, что каждое слово, сказанное искренне, было услышано Небесами, и что все предметы на столе представляли Силы, которые подобны банку, из которого можно было бы черпать, если бы у кого-то было что черпать. Он сказал, что может использовать Силы, даже если не умеет читать, ·писать или говорить на других языках.

На вопрос о значении предметов на столе брухо ответил, что молитва написана на бумаге из коры пером гуакамайя. Чтобы еще больше помочь исцелению, он сказал, что он будет молиться в церкви и зажигать свечи.

Снова спрошенный о том, можем ли мы сделать что-нибудь еще, чтобы помочь лечению, он пообещал инструкции позже. На следующий вечер он принес шесть маленьких свертков с яйцами, какао, копалом, перьями и бумагой из коры. Каждый сверток был отдельно завернут в коричневую бумагу и содержал яйцо, два или три боба какао, копал и крошечное перо, завернутое в маленький кусочек бумаги из коры. Они должны были быть похоронены во внутреннем дворике дома пациента, ориентированном на восток и запад.

В дополнение к вышеупомянутому методу лечения с помощью заступнической молитвы, гадания на кукурузе и посылок с яйцами, широко распространенная практика лечения всасыванием очень распространена в регионе Масатек. Разновидность колдовства также практикуется в церкви группой профессиональных брухо, как мужчин, так и женщин, чьи практики сильно напоминают ацтекские уэуэте.

Их процедура состоит из молитвы или ходатайства за или против человека. У этих брухо есть особый метод диагностики и лечения заболеваний, который заключается в принципе «возложения рук». Они также благословляют и продают пучки кустарников, которыми натирают изображения святых.

Таким образом, часть магической силы святых пребывает в кустарниках. Услуги магических молитвенников, за исключением стоимости свечей, которыми они должны быть снабжены, являются номинальными. В зависимости от таких факторов, как тип дела и требуемая продолжительность молитвы, услуга может стоить от десяти или пятнадцати сентаво до одного или двух песо. Это намного дешевле, чем расходы брухо, которые покупают кукурузу и делают посылки с яйцами; их плата редко бывает меньше пяти или шести песо.

В дополнение к вышеперечисленным методам, которые могут вызвать болезнь или смерть, а также излечение, существует еще один тип «черного» колдовства, практикуемого определенным типом бруфо. Эта практика состоит из призыва и заклинания, которое заставляет кусок веревки или виноградной лозы превращаться в змею, когда его бросают в воду в направлении движения противника. Затем он направляется к врагу и уничтожает его.

Из города Сан-Кристобаль-Масатлан, легендарной столицы масатеков, поступает информация об особом типе сверхъестественных чар. Это вызвано карликами гор, ла’а, маленькими старичками, которые появляются в двенадцать часов дня и в полночь. У них лица маленьких мальчиков, но они старые и очень сильные. Они хватают прохожего, бросают его на землю и накладывают на него сильное заклятие. Существует особый тип брухерии (колдовства) для лечения такого рода чар; если человек не будет быстро вылечен, он умрет.

Существует еще один тип карликов, а именно чикуши, которые живут в пещерах в горах. Люди идут в пещеры и приносят им жертвы; если кто-то болен, он приносит в жертву индейку.

Использование посылки с яйцом, копалом и тд. встречается в Масатлане, хотя бумага из коры обычно не используется. Вместо этого используется кукурузная шелуха, известная по своему ацтекскому названию, толомаксле. Бумага из коры, однако, известна в Масатлане и происходит от дерева, носящего ацтекские названия Юлусучил, Юлуксучил, Солоксучил и Ксолоксочил. На масатекском диалекте Масатлана это дерево называется тишу. Значение приспособлений для целительства было дано нам следующим образом: какао представляет богатство, яйца представляют силу, перо представляет свидетеля (Святой свидетель), а бумага из коры или кукурузная шелуха представляют собой обет (Святое обещание).

Грибы также едят брухо из Масатлана, как и вообще во всей области Масатек. Употребляется в пищу много различных видов, среди которых наиболее распространенными являются следующие:

  1. I. Хонгитос-де-Сан-Исидро , маленькие грибы Сан-Исидро, которые называются на масатекском языке стейи и цамиье.
  2. Десбарранкадера, на Масатекском — цамиктшу. Это очень маленькие грибы.
  3. Цамикинди, которые являются самыми маленькими из всех наркотических грибов, употребляемых брухо.

В то время как брухо находится под воздействием наркотического гриба, говорит гриб, а не брухо. В течение этого времени брухо остается со своим пациентом. Они одни в углу дома. Брухо поет, танцует и молится, находясь под воздействием гриба. Он сошел бы с ума, если бы принял больше шести грибов, и пациент умер бы. Брухо призывает всех святых и рассказывает, где случилось несчастье с пациентом. Затем он приказывает закопать яйцо, копал и тд. в доме, ориентированном на восток и запад. Агуардьенте часто хоронят вместе с посылкой. Пациент должен соблюдать диету в течение пятидесяти дней и практиковать воздержание в течение этого времени. Отсутствие лекарства объясняется нарушением этих ограничений.

Оба пола практикуют колдовство по всему региону. Некоторые люди способны посылать· дух человека в оленя; когда олень убит, человек умирает.

Методы гадания на кукурузе варьируются в зависимости от конкретного прорицателя. Чтение рисунка брошенных ядрышек кукурузы, как правило, является основой для· гадания. В Масатлане есть необычный вариант этого: зерна кукурузы бросают на двадцать карточек с изображениями животных. Рисунок интерпретируется с куадерно, записной книжки, которую можно приобрести в любом магазине.

По всей территории Масатеков предметы колдовства, за исключением грибов, открыто продаются на рынках. Весь комплекс, то есть яйца, перья, копал, какао и бумага из коры, как правило, продаются вместе. Они довольно дорогие: большие перья стоят от двадцати до пятидесяти сентаво, бумага из коры около · тридцати сентаво за штуку размером 4 х 6 дюймов, в то время как какао и копал обычно продаются по два боба или штуки за один сентаво. Существует два сорта бумаги из коры: грубая, которая дешевле, и тонкая, которая дороже.

Из городов Масатеко-Пополока Сан-Педро-Икскатлан и Сан-Хосе-Индепенденсия поступает · следующая информация о лечении и колдовстве. Ведьма  кладет маленький плетеный коврик, а поверх нее белую хлопчатобумажную ткань. Вокруг листа, который он кладет. маленькие антикварные фигурки.

Затем он бросает кукурузу три или четыре раза и гадает в соответствии с рисунком. Иногда шаблон говорит о том, что необходимо убить двух цыплят. Они убивают цыплят и бросают их на скатерть. Если они будут много прыгать, человеку станет лучше. Затем они делают бульон (из цыплят) и вызывают четырех свидетелей, которые едят бульон по углам скатерти. После этого они берут лист какао, кладут в него яйца и делают сверток с какао и маленьким пером гуакамайи. Какао указывает на деньги, которые платит пациент. Также они вставляют стебель бамбука, что указывает на спиртное. Яйцо указывает на силу. Они заворачивают яйца и тд. в пакеты и закапывают их там, где есть перекрестки, или где находится больной человек, или прячут их. Кости цыплят зарыты в землю. Они используют 24 ядра кукурузы. Они берут их из середины початка; в початке двенадцать рядов ядер. Ведьма говорит на своем собственном (особом) языке.

У них в центре ткани есть маленькая фигурка, и они иногда бросают снаряды. Затем они особым образом опускаются на колени вокруг маленькой фигурки.

Чтобы вызвать дождь, ведьма отправляется в горы, где есть родники. Он входит в пещеру, молясь. Он приносит одну или двух индеек. Когда он входит в пещеру, она гремит, потому что духи злятся. Говорят, что гром вызывается маленькими старичками. Ведьма разбрызгивает вокруг воду, чтобы пошел дождь. Он оставляет птиц там живыми в знак оплаты. Цыплят тоже забирают.

Когда ведьмы лечат, они взывают к Повелителю гор, земли, воды, солнца и т. д.

Когда человек умирает, они собирают семя, называемое Алегрия (Радость), и кладут их небольшой пучок вместе с трупом. Это указывает на деньги в другом мире, так что умерший человек не умрет с голоду.

Чтобы найти потерянное животное или предмет, нужно взять несколько грибов ночью. Человек начинает говорить (после того, как заснул). Не разрешается держать поблизости животное, которое может закричать и потревожить спящего, который продолжает говорить, в то время как другой человек слушает. Спящий говорит, где находится потерянное животное или вещь, и на следующий день они отправляются на ее поиски. В дополнение к грибам некоторые люди используют семя под названием «Семилья де ла Вирхен» (Семя Дева), другие используют Иербу Марию (Растение Марии).

Люди также боятся Хозяев земли, которые живут под землей. У каждого места также есть свой дух, и эти духи способны убивать тех, кто их раздражает.

Ночью настоящие имена людей не произносятся. Они называются по имени какого-либо предмета, например, стула, стола и т.д. Если бы использовались настоящие имена, человек заболел бы — хозяева гор забрали бы его состояние, заставили бы его заболеть, и он умер бы.

«Когда сова кричит ночью, кто-то умрет».

Ведьмы измельчают когти тигра и делают напиток из это то, что они дают больному человеку, которого они лечат.

Из приведенных выше данных легко увидеть существенное единство и согласованность верований и обычаев колдовства на территории масатеков; и также можно показать аналогичное единство между обычаями масатеков и обычаями народов в соседних регионах. Нетрудно будет показать, что практически каждый элемент, рассматриваемый отдельно в его появлении у масатеков, также встречается среди большинства других групп, хотя значение любого данного элемента может в значительной степени варьироваться, поскольку оно прослеживается от группы к группе.

На юге и востоке, непосредственно примыкая к территории Мазатеков, находятся горы Куи-эа-тис. Это небольшая группа, насчитывающая 9 221 человек; только 62,29 процента этой группы говорят на одном языке. Те, кого называют ведьмами, обладают определенными знаниями о полевых травах и вооружены кусочками пробки, кристаллами, шариками, бобами, перьями, маленькими каменными идолами, травами и тд.

Ведьмы практикуют как врачи и прорицатели, зарабатывают гонорары, и считается, что они могут вызывать болезни у других людей своим черным искусством. Чтобы заставить человека заболеть, они приносят дар Владыке горы, который состоит из курицы, яиц, бамбуковых трубок тепаче, свечей и копала. Эти ведьмы оставляют на горе. Чтобы вылечить, они сосут и извлекают из пациента бобы, волосы, рыбьи кости и тд.

В случаях серьезной болезни они также приносят дар Владыке горы, и, если пациент умирает, ведьмы не признают свою вину, говоря, что эйр был очень сильным.

Они верят в сглаз. В Теутиле они верят в нагвалей и в сову как птицу дурного предзнаменования. Тому, кто носит с собой перо гуакамайи, повезет с женщинами. Табак готовят следующим образом: в Теутиле лист свежего табака хорошо измельчают, смешивают с горстью лайма, а иногда добавляют зубчик чеснока.

Это разбрызгивается там, где они работают, чтобы отпугивать змей или других ядовитых существ. Та же самая подготовка служит для того, чтобы околдовать врага. Порошок табака берут в рот и выдувают в сторону врага; считается, что таким образом враг заболевает или умирает. Если околдованный заметит, что кто-то дунул в его сторону, он может защитить себя, начертив линию на земле и плюнув в линию, этого будет достаточно, чтобы защитить его от опасности.