Top.Mail.Ru

5 марта 2020 года – майянский праздник Бехелеб Бац (по священному 260-дневному календарю),
Это праздник преемственности, женщин и творческой энергии рождения.

Название праздника можно условно перевести как «9 нитей».
Священный праздник Белехеб БАЦ означает: начало и начало силы и действия женской энергии, день создания женщины.
Название праздника состоит из двух слов майя киче: B’elejeb’ и B’atz.

Подробнее о девятке

Слово B’ELEJEB’ означает девятку в языке Майя киче. А число 9 в мировоззрении майя, — это число пути, количество силы, число действия и женской энергии, число основания, основы и творчества. Девятка очень важна для древних майя. Она произносится «БОЛОМ» (B’olom) на иероглифическом языке и представляет 9 лунных месяцев, которые беременная женщина вынашивает ребенка в утробе; и также 9 уровней подземного мира Шибальба, а также девять подземных богов.

Самого человека майя-киче называют «существом девяти лун, девяти звезд». Девять лун здесь отсылают к вынашиванию рождению физического тела, а девять звезд – к его духовной части.

Также считается, что девятка выражает идею «много» или «достаточно», как в Сосуде 7 Богов Творения, который читается как «Болон Эк Каб». И это переводится как «Обильная Земля Звезд» (материал, используемый божествами майя для Творения мира). Например, бог дождя Чаак в «Йаш Болон Ц’акаб» – В Дрезденском Кодексе имеет эпитет BOLON TS’AK AJAW, «Долговечный владыка».

Девятка неоднократно упоминается как магическое число в священной книге майя «Пополь Вух». Например, при создании изначального человека:
«И тогда, размолов початки желтой кукурузы и початки белой кукурузы, Шмукане изготовила девять напитков, и из этой пищи пришла сила и плоть, и из кукурузы были созданы мускулы и сила человека. Вот что сделали Великая мать и Великий отец, Тепеу и Кукумац, как именовались они».

Упоминается девятка и как число основных «Великих родов» майя-киче.
«Балам-Кице был праотцом и отцом девяти великих домов Кавычка; Балам-Акаб был праотцем и отцом девяти великих домов Нимхаиба»

У юкатанских майя Ица (чье имя отпечаталось в названии города Чичен Ица) девятка выполняла похожую функцию. Вот что написано в священной книге Чилам Балам про первопредков: «Девять рек охраняли их. Девять гор охраняли их».

Храмы майя также несли в себе отпечаток девятки: большинство из них имели разделения на девять рядов (колоннад), девять слоев или уровней, и девять ступеней, все из которых представляли собой девять уровней космоса.

5 Марта – Майянский Праздник Женщин Бехелеб Бац 1

Пирамида в Тикале. 9 ступеней

Играла особую роль девятка и у миштеков, и у сапотеков. И у тех, и у других девятка, как у майя, имела прямое отношение к мифическим первопредкам и героям-магам, родившимся от богов.
В истории миштеков у богов «родились два мальчика красивого телосложения, искусные и опытные в ремеслах. При рождении их назвали Ветер девять змей и Ветер девять пещер. Много сил было отдано их образованию, и они приобрели умение превращаться в орла или змею, делаться невидимыми и даже проходить сквозь твердые тела».

Похожая история у сапотеков: первых двух братьев человеческого рода звали Девять змей и Девять пещер, указывая таким образом на свет и тьму, день и ночь. Возможно, эти божества являются тем же самым, что и Кецалькоатль и Шолотль, которых сапотеки считались близнецами-антиподами. В каком то смысле Кецалькоатля рассматривали как создателя человечества, и в мексиканском календаре он следовал за Отцом и Матерью, или первыми имеющими пол богами, занимая второе место как создатель мира и человека.

Девятка также фигурировала в важнейшем юкатанском обычае, который католические миссионеры приняли за обряд крещения. Это ритуал, который носил название «второе рождение». В ходе этого ритуала каждый ребенок, мальчик или девочка, становились полноценными членами сообщества, получали новое имя, место в обществе, благословение богов. Это второе рождение означало новое рождение человека в его социальном плане:
«Жрец приказывал людям замолчать и сесть и начинал благословлять детей со многими молитвами и посвящать их кропилом с большой торжественностью. Окончив свое благословение, он садился, и вставал распорядитель, которого отцы детей выбирали для этого праздника, и с костью, которую ему давал жрец, шел к детям и прикасался ко лбу каждого девять раз костью»

Нити судьбы

Слово Б’АЦ (B’ATZ ’) этимологически происходит от слова «нить». Оно символизирует судьбу людей и преемственность с прошлым. Это нить времени и развития человечества и природы, а также день сотворения женщины.

Б’АЦ означает непрерывность и последовательность, начало, ткань, чувства людей и семьи, единство, вены и артерии человеческого тела, это начало и конец.
Б’АЦ — это нить времени, нить судьбы. В этом потоке записаны все события времени, события, произошедшие за 5200 лет длинного счета; там написана история древних народов. Б’АЦ’- это пуповина, которую мы приносим из чрева нашей матери при рождении.

Также Б’АЦ — это нить, из которой соткана наша одежда. То есть, с этим праздником символически связаны ткачи.
В священной книге майя «Пополь Вух» говорится: «Вначале Создатели и Учителя Тцаколь и Битоль; они взяли бац (нитку) и бросили его на край вселенной и космоса, сложили и вернули».
В книге Чилам Балам из Чумайеля говорится: «Не было времени, а затем прибыл Чуен (БАЦ) и сделал себя, а затем началось время, он начал идти оттуда, это был первый день времени, первый день отсчета времени».

Б’АЦ является символом преемственности с прошлым. День увековечивания обрядов и обычаев предков. Особый день, чтобы предложить жертвоприношение перед лицом Создателя – Ахо, Сердцем неба и Сердцем Земли. Б’АЦ — день силы ткачей, первый нагуаль (покровитель) происхождения мира. Б’АЦ — это развернутое время, духовное развитие, принцип разумности.
Словно «нить» также можно понимать как «традицию» — то есть, непрерывную передачу, последовательность знаний и опыта, который нанизывался и накапливался на одной нити.
Поскольку Бац объединяет женщин и мужчин, он управляет браком.

Относительно женщин в книге преданий «Пополь Вух» написано, что женщины были созданы с осторожностью и особым вниманием, как драгоценность или реликвия, к которой нужно относиться бережно.

С праздником!