Top.Mail.Ru

Кастанеда не хотел, чтобы знание Дона Хуана — возможность свободы — было утрачено, растаяло — как слезы под дождем. Тенсегрити — это упражнения шаманов Мексики, пришедшее из учения нагваля дона Хуана Матуса. Его передали своим ученикам Карлос Кастанеда, Кэрол Тиггс, Тайша Абеляр и Флоринда Доннер Грау, и теперь его используют тысячи людей по всему миру.

Мужчины и женщины, которые уже посещают различные группы практик во многих городах по всему миру, и новые практикующие, стремящиеся изучить эти «насновиденные движения», собираются на семинарах, организованных Cleargreen, фондом, занимающимся распространением наследия Карлоса Кастанеды. Автор статьи участвовал в семинаре в Барселоне, который проходил 5-6 июня этого года, а также получил информацию о семинаре в Сан-Диего с 7 по 9 августа.

Инструкторы Брэндон Скотт и Дариен Доннер познакомились с Карлосом Кастанедой и ведьмами и от них узнали искусство внутренней тишины и элегантности, два основных учения Тенсегрити, которые можно описать как очень оригинальные эзотерические практики. Тенсегрити — это современная версия магических пассов или движений, обнаруженных в состоянии, называемом «сновидение», мужчинами и женщинами-шаманами, которые жили в Мексике в древние времена и практиковали эти движения для улучшения своего состояния благополучия и повышения осознанности. Этим пассам научили Карлоса Кастанеду, Тайшу Абеляр, Флоринда Доннер Грау и Кэрол Тиггс для своего учителя Дона Хуана Матуса, индейца яки из Соноры, Мексика. Дон Хуан был нагвалем, лидером группы шаманов, ученики которых преподавали магические пассы своим ученикам, инструкторам в семинариях. Эти семинары нацелены на популяризацию магических пассов.

Те, кто принял участие в семинаре по тенсегрити, часто спрашивают, влияет ли на проведение семинаров сейчас тот факт, что Карлос Кастанеда ушел, а вся его когорта, также ученики дона Хуана, исчезли?

Брэндон Скотт:

Обучать магическим пассам сейчас имеет больше смысла, чем когда-либо. Намерение Карлоса Кастанеды и его соратников, учеников Дона Хуана, научить своих учеников магическим пассам и начать семинары, заключалась в том, чтобы сделать доступной для всех заинтересованных лиц ту же возможность, которую дал им Дон Хуан — путешествие сознания.

Дон Хуан сказал Карлосу Кастанеде точно так же, как Карлос сказал нам, что людям не нужен лидер для непосредственного восприятия энергии. Им нужен только кто-то, кто будет указывать им направление. Карлос Кастанеда проинструктировал нас и написал свои книги, особенно самые последние, в том числе книгу «Магические пассы». Дон Хуан никогда не был «гуру», как и Кастанеда.

Целью Карлоса Кастанеды не было приобретение последователей; он просто хотел дать всем, кто пожелает, возможность непосредственного видения энергии. Кастанеда однажды рассказал историю; когда дон Хуан был близок к тому чтобы уйти, Кастанеда впал в отчаяние. Он схватил дона Хуана за руку, и, плача, поцеловал ее.

«Эй, расслабься, — засмеялся дон Хуан, — скоро ты построишь мавзолей для моих башмаков!».

Нагваль рассказывал нам, что мы всегда выискиваем причины, чтобы не меняться, извинения для своего нежелания что-либо предпринимать. Пока он был здесь, множество людей спрашивали его: «Как же я смогу все это сделать без помощи Нагваля? Что со мной будет?» «Используйте инструменты! Принимайтесь за работу!» – отвечал он. Теперь, когда Нагваль ушел, люди используют те же самые завуалированные жалобы: «Как же мы сможем сделать это без лидера, без нагваля?»

Решение таково: мы сами должны отыскать ответ на этот вопрос. Это путешествие, в которое мы отправились, это сновидение, это мятеж, который Карлос Кастанеда поднял внутри нас. Когда он присутствовал на семинарах, главной задачей присутствовавших там людей, говорил он, было завладеть его вниманием и внимать его инструкциям. «Можете ли вы перенести меня в сновидение прямо сейчас?» «Это является частью нашей природы», говорил Кастанеда, «когда у нас есть лидер, мы ожидаем, что он станет принимать решения за нас». Он рассказал, что начал принимать себя всерьез только после того, как дон Хуан покинул этот мир. У него просто не осталось другого выбора, кроме как свести воедино и начать практиковать все, чему дон Хуан его научил.

Дариен Доннер:

Он говорил нам, что для видящих и навигаторов бесконечности нет нечего, что они принимали бы, как данность. Они относятся к своему путешествию также, как итальянские мореплаватели шестнадцатого века. Знали ли они, что их ждет? Нет.

Колумб считал, что он открыл Индию. Даже сегодня коренные жители Америки называются «индейцами»! Перед уходом Карлос Кастанеда сказал нам то же, что ему в свое время сказал дон Хуан. Что он не может взять нас с собой, потому что мы еще не готовы. Так же, как и он, мы должны стать полностью осознанными, прежде чем сможем уйти. Мы должны целиком прожить свои жизни на этой Земле, прежде чем сможем покинуть ее. Это означало для нас и для всех практикующих магические пассы, что мы должны научиться быть самостоятельными, принять на себя всю полноту ответственность за свои поступки, вместо того чтобы ждать, когда он сообщит нам пошаговую инструкцию, что мы должны делать. Нагваль говорил нам, что мы должны завести роман со Знанием. Это означало делать то, к чему мы имеем особую предрасположенность, в целях увеличения осознанности.

Это может быть что угодно – рисование, обучение, садоводство – все, к чему мы имеем предрасположение. Занимаясь такой деятельностью, мы получаем возможность участвовать в запоминающихся взаимодействиях, в которых мы сможем научиться чему-то, что останется с нами на всю жизнь. В моем случае, например, он посоветовал прекратить просиживать задницу в своей комнате, и отправиться в мир изучать языки.

Брэндон Скотт:

Отвечая на ваш вопрос об учениках дона Хуана: они остались здесь, чтобы помогать нам в наших усилиях отыскать, вместе с другими практикующими, ответ на вопрос, что же это означает – навигация в бесконечности без лидера.

Они остались именно по этой причине. Они не собираются принимать участие в семинарах лично, потому что хотят, чтобы практикующие сконцентрировали свое внимание на увеличении осознанности, вместо того, чтобы концентрироваться на них как на личностях.

Другой часто задаваемый вопрос: «Чем объясняется тот факт, что магические пассы постоянно меняются?»

Брэндон Скотт:

Я должен вам вначале рассказать, что одной из вещей, раздражавших меня сильнее всего, было то, что после того, как Нагваль показывал мне сложную серию магических пассов, и после того, как я усердно и пламенно тренировался какое-то время, он, во время нашей следующей встречи, когда я был готов гордо продемонстрировать ему результаты, давал мне другую серию движений, немного отличавшуюся от той, которую я с такими трудами разучивал несколькими днями раньше. Я был в ярости и думал: «Почему он все время меняет движения? Нафига это ему нужно?» Правда же, как я обнаружил позднее, состояла в том, что он ничего не менял. Кастанеда учил меня магическим пассам тем же самым способом, каким дон Хуан учил его: показывая множество форм для каждой серии движений.

Для видящих есть только один императив – постоянные изменения. Если мы хотим видеть энергию, как она течет во вселенной, нам необходимо стать текучими. Для этого он учил нас держаться подальше от нашей жесткости, от гордости «знания» последовательности движений, от того, чтобы быть «экспертами». В тот же момент, говорил он, когда мы начинаем чувствовать себя экспертами, мы перестаем воспринимать.

Во время семинаров многие люди продолжают делать записи магических пассов; не думаете ли вы, что, делая это, они теряют лучшую часть представления?

Брэндон Скотт:

Да, ведение записей во время преподавания магических пассов мешает нам использовать нашу кинестетическую память, которая является ключевой в практике магических пассов. Кастанеда просил участников семинаров лишь о двух вещах: отложить на время суждения и воздержаться от того, чтобы делать записи. Он говорил, что мы, как человеческие существа, склонны к тому, чтобы стремиться все разложить по полочкам. Однако, эффект от магических пассов нельзя разложить по полочкам. Они потому и являются магическими, что влияют на нас как энергетически, так и физически, воздействуя очень тонким, но могущественным образом. Обучая тело магическим пассам напрямую, мы задействуем свою кинестетическую память, которая не используется при обычных обстоятельствах.

Но даже сам Кастанеда делал записи, когда дон Хуан учил его!

Брэндон Скотт:

Да, конечно он их делал. Однако как много он не записывал, он никогда не делал этого в отношении прямого и практического аспекта учения дона Хуана: магических пассов, этих странных движений, которые дон Хуан выполнял в промежутках между своими историями. Когда дон Хуан ушел, Кастанеда осознал, что магические пассы имели необычайную важность. Таким образом, он решил, что может сэкономить для нас десять лет непонимания, если попросит нас воздерживаться от того, чтобы делать записи. С другой стороны, мы можем записывать при помощи своих тел.

На семинаре в Барселоне вы, инструкторы, говорили о том, чтобы «сновидеть вместе». Что вы имели в виду?

Дариен Доннер:

Для видящих сновидение само по себе – это искусство осознанного и систематического изменения нашего восприятия. Это справедливо и для сна, и для бодрствования. Практикующие магические пассы, инструкторы и участники семинаров сновидят одно сновидение; сон, имеющий целью увеличение осознавания. Это, однако, не означает, что мы образуем группу в традиционном смысле. Нет никаких членских карточек, ничего, что являлось бы знаком отличия. Есть лишь некоторое количество людей, которые смотрят в одном и том же направлении, но каждый тащит свой собственный груз.

Брэндон Скотт:

Когда мы говорили о совместном сновидении, мы имели в виду то, что те участники, кто отложил суждения и приложил усилия, достигли нового способа восприятия. Многие рассказывали нам, что перестали ссориться с коллегами по работе, или замышлять что-либо против своего босса. У них нет больше этих привычных проблем. Прекратив концентрироваться на своих бесконечных проблемах, они получают дополнительную энергию для нового способа восприятия, выходя за рамки повседневной реальности. Это и есть начало сновидения.

Что вы скажете по поводу отношения воина к сексу; ведь одной из вещей, которую наиболее трудно принять, является это требование энергетической целомудренности, необходимой для практики тенсегрити. Вы не можете не признать, что это не добавляет вам последователей.

Брэндон Скотт:

Нет ничего, чему можно было бы следовать. Нет никаких требований, никаких групп. Это просто вопрос энергии. Сновидение требует массы энергии.

Дариен Доннер:

Видящие верят, что лучшая энергия, которой мы обладаем – это сексуальная энергия, поэтому лучше не растрачивать ее необдуманно. Они рекомендуют новичкам воздерживаться от секса по одной простой причине: иметь секс с кем-то означает сливаться с ним на очень глубоком уровне, что необдуманно до того, как мы близко познакомимся с нашими собственными мыслями и ощущениями. Нагваль говорил нам, что если кто-то ужасно хочет секса, но сдерживается, то ему лучше иметь секс. Он потратит больше энергии на беспокойство по поводу секса, чем на сам секс. Но в любом случае, это решение, которое каждый должен принимать самостоятельно, и я подчеркиваю, что это не является вопросом морали.

Брэндон Скотт:

Он говорил нам, что наша проблема состоит в том, что мы рассматриваем наши отношения с меркантильной точки зрения. «Я сделаю это для нее, если она сделает это для меня». Это работает прекрасно, она является самым чудесным созданием на Земле, но только до того момента, как она начинает смотреть на другого мужчину. После этого она, без сомнения, чудовище. Он сказал, что впутываться энергетически в такие отношения, во все эти ожидания и разочарования, подобно стихийному бедствию. Гораздо лучше оставить секс до того момента, пока мы научимся удерживаться от стремления доминировать и контролировать, или быть жертвой, или организовывать кого-либо в соответствии с нашими представлениями и предпочтениями.

На семинаре в Барселоне, давая дальнейшие пояснения к технике перепросмотра, вы сказали, что перепросмотр предназначен и для счастливых воспоминаний, а не только для травмирующего жизненного опыта… Что вы имели в виду?

Дариен Доннер:

Сначала я должна объяснить, что такое перепросмотр. Это магический пасс, который оттачивает как наше внимание повседневной жизни, так и наше внимание сновидения. Он состоит из пересмотра взаимодействий с людьми, которые мы имели в течении всей нашей жизни, объединенного со специальной дыхательной техникой. Мы перепросматриваем для того, чтобы взглянуть на свою жизнь более осознанно и отыскать новые способы действия. Восстанавливая детали наших взаимодействий, мы оттачиваем наше внимание. Мы уделяем внимание звукам, цветам, запахам, объектам, которые находились рядом, всему, что можем вспомнить. Это помогает нам оттачивать наше внимание повседневной жизни и наше внимание сновидения.

Брэндон Скотт:

Однажды я спросил Нагваля о сновидении. Я был поражен тем, что он немедленно принялся давать мне инструкции.
Он задал мне неожиданный вопрос. «Эй, можешь ли ты вспомнить свое офисное кресло?»- спросил он, и я отвечал, – «Офисное кресло? Почему нет, я помню его – хотя и смутно». «Смутно?!!» – вскричал он, – «Как же ты можешь не помнить его, когда сидишь на нем по восемь часов в сутки! Как ты собираешься управлять своим вниманием сновидения, если ты не в состоянии быть внимательным даже в своей повседневной жизни?» Он сказал, что, уделяя внимание мелочам в повседневной жизни, мы обретаем способность заполнять недостающие места и в нашей практике перепросмотра, вспоминая не только самые простые детали, но и те, которые мы пропустили, и восстанавливая картинку полностью. Мы становимся способными видеть шаблоны и повторения, которых не заметили ранее. Для некоторых из нас это означает привычку смотреть только на неправильные вещи, что люди с нами сделали, чего нас лишили, как мы потерпели крах…
В моем случае, например, я всегда завидовал людям по поводу их жизненных приключений и говорил себе, что со мной ничего никогда не происходит. Позже я вдруг осознал, что, несомненно, пережил ряд весьма интенсивных моментов, в которых мне пришлось принимать важные решения. Я фактически забыл все эти случаи, поскольку социальный образ, который я поддерживал, все вытеснил. Перепросмотр позволяет нам выйти за рамки этой социальной маски и достичь более независимого взгляда, который шаманы называют «взглядом с моста». Только такой взгляд позволяет осуществлять реальные изменения.

Не могли бы вы подробнее коснуться этой идеи изменения?

Брэндон Скотт:

Да, конечно. Концепция изменения может быть описана как поиск новых способов восприятия, восприятия себя, своих компаньонов, всего, что нас окружает. Не правильных способов, а новых способов. Это подразумевает преодоление социальных ограничений, которые мы неосознанно устанавливали для себя в течение всей нашей жизни. Посмотрите, например, на меня, я для начала считал, что неспособен разговаривать с группой незнакомцев, поскольку я «стеснялся». Я даже представить себе не мог, что когда-нибудь смогу залезть на подиум и толкнуть речь перед более чем семью сотнями людей!

Я полагаю, она проходила без упоминания того, что научное доказательство теорий Кастанеды невозможно?

Брэндон Скотт:

Карлос Кастанеда говорил нам, что все утверждения шаманов его линии поддаются тотальной проверке. Все что мы должны сделать, чтобы начать проверять их – это пуститься в поиск всем телом и всей душой. Он рассказал мне историю, как он встречался с известным ученым, который почти что хихикал, говоря: «Слушайте, вся эта ваша магия – это ведь просто подделка, не так ли? Вы ведь не можете мне ничего доказать?» Нагваль ответил ему: «Ну а вы-то наверняка сможете доказать мне закон гравитации?» «Конечно, смогу», – сказал ученый, «но вы сначала должны пройти 1, 2 и 3 курс по физике». «Да», – ответил Нагваль, «вот и с магией та же фигня. Вы должны сначала закончить 1, 2 и 3 курс по магии».

Я должен задать вопрос также и кое о чем более приземленном и прозаичном: некоторые люди жалуются на высокие цены семинаров, и на то, что они постоянно растут. Что вы можете об этом сказать?

Дариен Доннер:

Прежде всего, мы хотели бы сказать, что для того, чтобы изучать магические пассы, вовсе не обязательно посещать семинары: книга «Магические пассы» может занять вас на все время с утра до вечера. Кроме того, первая серия из книги выпущена на видео. Нагваль говорил нам, что каждый магический пасс, который мы практикуем безупречно, может столкнуть нас лицом к лицу с бесконечностью.

Брэндон Скотт:

Карлос и его коллеги преподавали магические пассы бесплатно в небольших группах в течении более чем десяти лет. Никто так и не начал серьезно их практиковать, и движения так и остались для них какой-то диковиной. Четверо учеников дона Хуана обнаружили, что если людям приходится платить за обучение, то они уделяют ему гораздо больше внимания. Сегодня повсюду в мире есть люди, которые непрерывно практикуют тенсегрити и которые достигли реального изменения своей жизни. Перед тем как уйти, Нагваль сказал, что эти люди дали ему новую надежду на человеческий дух. И что это та задача, для выполнения которой он прикладывал все свои усилия, перед тем как покинуть мир: оплатить свой долг человеческому духу. Он хотел оплатить бесконечности свой долг за все то, что он получил и увидел. Одна сцена из фильма «Бегущий по Лезвию Бритвы» имела особенное значение для него. Почти в самом конце фильма один из главных героев, великий путешественник во вселенной, чувствует приближение смерти.

Перед тем как умереть, он рассказывает обо всех самых невероятных и необычных приключениях, которые ему довелось испытать в его жизни. «Все эти вещи исчезнут во времени», говорит он, «исчезнут, подобно слезам под дождем». Карлос Кастанеда не хотел, чтобы знание дона Хуана – шанс на свободу – было утеряно, исчезло подобно кругам на воде. Для него существовала и другая возможность, и он превратил ее в возможность реального выбора, открытую для любого, кто захочет знать.

 

Интервью было взято Димитри Буффа (Dimitri Buffa) и было опубликовано в виде статьи в итальянском ежемесячнике «Re Nudo», №34, октябрь 1999 года.