Глава 11

 

Использование дополнительных методов и средств

В практике Сновидения могут быть использованы различные дополнительные средства. Выбор тут достаточно широк, начиная от каких-то специальных методов, заканчивая приспособлениями инициирующими всплески осознанности во сне или способствующими релаксации во время вхождения в Сновидение.

Как показывает практика, различного рода вспомогательные устройства или компьютерные программы в лучшем случае помогают получить опыт осознания во сне или ощущения «внетелесности», в какой-то мере испытать предпосылки Сновидения. Иногда использование средств данной категории при методическом подходе позволяет овладеть некоторыми элементами практических процедур и пережить те или иные состояния. Явным недостатком является неудобство, связанное с необходимостью использования компьютера, специальной маски и наушников, факторов отвлекающих от настройки требующей тишины и комфорта.

Определенной эффективностью могут обладать методы где применяются различного рода повязки (в первую очередь на глаза), специальные средства помогающие необычным образом воздействовать на ощущения и содействовать вспоминанию своих задач, оставляя таким образом зацепки для внимания и осознания. Порой методы такого плана помогают создать ассоциативную связь способствующую большей успешности в практике.

Общей чертой здесь является некоторая зависимость от внешних средств и приспособлений, что не только приносит дискомфорт, но и негативным образом влияет на желание овладеть всеми необходимыми навыками в должной мере. В тоже время со временем происходит закономерная адаптация к подобного рода вещам, что в отсутствии приобретенных способностей сновидеть, приводит к необходимости возвращения к истокам, где практика и развитие зависят от собственных усилий.

 

Глава 12

 

Работа с «внутренним разговором»

В процессе практики Сновидения естественным образом возникает вопрос «внутреннего разговора». Обрывки каких-то посторонних образов, неконтролируемые мысли и эмоции, бессвязный монолог – все это можно отнести к обозначенному явлению, представляющему своего рода «автоматический» разговор внутри себя.

Этот вполне закономерный эффект, который затягивая на себя внимание, мешает тонкой настройке сознания, понижая общую эффективность занятий.

С практической точки зрения, рассматривая данный вопрос, выделяются два аспекта отраженных в явлении: чрезмерная мысленно-эмоциональная реактивность и низкая умственная координация.

Реактивность выражается в неконтролируемых вспышках эмоций и навязчивых мыслях. Часто это становится причиной прерывания опыта осознанного сна или даже невозможностью настроиться собственно на практику. Особенно ярко это выражено в процессе вхождения в Сновидение. Уже внутри состояния такая мысленно-эмоциональная активность может отражаться в постоянном отвлечении внимания от запланированных задач, возвращении в тело, повышении активности каких-то элементов сна (например, персонажей или декораций) стремящихся погрузить сознание в обычный сон. Низкий уровень умственной координации выражается в неспособности производить сложные операции информационного характера, полноценным образом оценивать воспринимаемый материал.

Чтобы упорядочить «внутренний разговор», снять с него лишний потенциал, есть смысл включить в свою практику два дополнительных метода: дистанцирование и направленный монолог. Представленные методы просты, но, несмотря на это, эффективно справляются с типичными затруднениями возникающими в самом начале занятий, когда более сложные методики по управлению состоянием еще не освоены.

Смысл дистанцирования – отстраниться от любых образов всплывающих в уме, игнорируя мысли и эмоции, убрать их на периферию восприятия. Внимание должно быть направленно на актуальные задачи. В моменты, когда оно «уплывает» вслед за образами или начинает снова «подпитывать» всплески эмоций, необходимо спокойно вернуться к заданным целям. Работая таким образом, навык создания дистанции будет приобретать все большую протяженность во времени, а чрезмерная активность «внутреннего разговора» утратит свой потенциал.

Смысл направленного монолога – сформировать «внутренний разговор» наиболее компактным образом, направить его на совершаемые действия в виде их констатации. Смысл заключен в преодолении ментальной хаотичности за счет формирования мыслей в виде комментирования ключевых образов действия предпринимаемых в настоящий момент. В то время как метод создания дистанции работает с подготовкой и вхождением в Сновидение, формирование сознательного монолога помогает улучшить функциональность уже внутри состояния осознанного сна.

Как может выглядеть такой монолог?

Находясь в Сновидении, в моменты неопределенности или излишней ментальной вовлеченности, следует сопровождать основные действия простым комментарием. Слова могут отражать как выполняемое действие (прыгаю, кувыркаюсь, отталкиваюсь и т.п.) так и выглядеть в виде команды (посмотреть на руки, подойти к двери, взлететь и т.п.). Такое провозглашение должно быть четким и простым, не содержащим сомнений. Если необходимо, можно озвучивать свои комментарии вслух или повторить несколько раз про себя.

Еще один важный вопрос в работе с «внутренним разговором» – правильное отношение к его атрибутам. Или обобщенно – правильное настроение.

В первую очередь, это касается неуверенности и лишних ментальных установок. Новое состояние сознания во сне – крайне восприимчиво к любым колебаниям, поэтому мысли и эмоции столь влиятельны во время первых опытов осознания сна, где неуверенность и рассеянность играют свою негативную роль. И если со временем состояние все более устойчиво к таким вещам, то какие-либо неэффективные установки, ставшие уже привычными, будут все также оказывать воздействие, тем самым создавая различного рода напряжения. Распространенный пример – постоянное опасение или убежденность в обязательности быстрого «выброса из сновидения».

Поэтому здесь требуется аккуратность в отношении и понимание специфики.

Общий настрой сновидца должен быть положительным и смелым, а умственный процесс эффективно скоординированным. По возможности, нужно исключить все то, что мешает, а успешные опыты использовать для повышения качества состояния и развития собственных навыков. Ведь в любом случае, без достижения устойчивого и полноценного состояния осознанного сна, без перспективы, любые стремления все равно не будут реализованы.

Глава 13

Взаимодействия в Сновидении

Следующим шагом, после того как было осуществлено вхождение в Сновидение и удалось успешно настроить восприятие, является – необходимость совершения каких-либо действий, сообразно целей практики или спонтанно возникшей идее. В любом случае, несмотря на обилие вариантов, в своих занятиях Сновидением желательно придерживаться общей последовательности практического комплекса, чтобы без суеты и во избежание ненужных ошибок, продвигаться вперед.

Возможность действия и совершение сознательных усилий, делает пространство сна областью интересной с точки зрения переживаний и способов улучшения способности сновидеть, помогая добраться до более качественных уровней этого состояния. Что в тоже время позволяет сновидцу планомерно работать над развитием своего сознания, расширяя границы восприятия, следовать выбранным целям и возможным перспективам.

Конечно, пространство вариантов тут огромно. Многое зависит от склонностей сновидца, его природных данных и жизненных обстоятельств. Но если следовать логике совершенствования своих способностей к Сновидению будет заметна определенная последовательность, состоящая из практических пунктов, которым нужно уделить время.

В данном случае ими будут:

– развитие сновиденного тела;

– работа с пространством сна;

– работа с содержанием сна.

Пункты рассматривают необходимые элементы освоения состояния, вслед за двумя предыдущими базовыми составляющими – вхождением и настройкой, не рассматривая всего многообразия действий, которые можно предпринять. Они лишь создают основу для дальнейших поисков и развития, определения навыков, помогающих целенаправленно использовать возможности факта осознания во сне.

13.1. Развитие сновиденного тела

Развитие тела, которое сновидит практикующий, в начале осуществляется за счет разнообразных активных движений, необычных переживаний и действий, помогающих максимальным образом активизировать внимание. Тут следует учитывать не только запланированные действия, но и возникшие спонтанно. Например, как внезапное желание – взлететь или побежать, сделать что-нибудь необычное с точки зрения логики мира бодрствования.

Действия, направленные на развитие сновиденного тела, можно отобразить в виде четырех наиболее типичных вариантов:

– активные и контролируемые движения;

– необычные переживания;

– работа с восприятием;

– провозглашение.

Для наглядности каждый вариант проиллюстрирую эпизодом из личной практики.

Активные и контролируемые движения

Выбор решений тут огромен, и во многом, зависит от предпочтений сновидца. Главное, чтобы движения выполнялись осознано и затрагивали как можно больший объем телесных ощущений, связанных в целостную структуру. Нужно почувствовать свое тело в процессе выполнения каких-либо активных движений, сам же характер движений не так важен.

Приведу пример:

«Я осознаю сон.

В этот раз решаю сделать пробежку. Долго не думая, разворачиваюсь на 180 градусов, ускоряю шаги, переходя на бег. Стараюсь максимально почувствовать свое тело.

После того как мне удается ощутить тело целиком, начинаю отслеживать свое дыхание, делая каждый вдох и выдох сознательно, до необходимого уровня контролируя процесс.

Восприятие стабильно. Бегу по пустынной дороге, с обеих сторон которой растут деревья. Вокруг так тихо, что я слышу звук своих шагов.

Наслаждаюсь бегом. В моменты, когда мое внимание ускользает, я начинаю считать про себя, чтобы лучше сфокусироваться на происходящем.

Так я бегу какое-то время.»

Необычные переживания

Тут также множество вариантов, и многое зависит от воображения сновидца. К необычным переживаниям относятся те, которые невозможно или проблематично осуществить в обычной жизни (полет, прохождение сквозь стены, путешествия в космосе, участие в каком-нибудь фантастическом сюжете и проч.).

В этом случае, главное – погрузиться в эти ощущения, постараться их сознательно пережить.

Приведу пример:

«После нескольких попыток совершить остановку внутреннего диалога в сновидении, решаю отвлечься – поплавать под водой. Специально я такого еще не делал, поэтому решил уделить этому внимание.

Создаю намерение водоема, и порога с которого я мог бы прыгнуть.

Так как вокруг меня декорации города, идя по улице с обеих сторон окруженной домами, я вышел на широкий бульвар. Повернув вправо, бегу к концу бульвара, на ходу настраивая образ водоема.

Бульвар заканчивался набережной, которая была защищена от крутого обрыва невысоким ограждением. Подбегая к нему, не останавливаясь, я отталкиваюсь от ограждения и прыгаю с обрыва вниз. Там – огромный водоем…

Наслаждаясь полетом, через несколько секунд, достигаю воды.

Всплеск, я погружаюсь под воду. Глаза открыты, вижу вокруг себя множество пузырьков воздуха. Понимаю, что задержал дыхание. Но я ведь в сновидении. Преодолев небольшое сопротивление, начинаю дышать под водой. Первые несколько вдохов-выдохов приносят небольшой дискомфорт, но далее – дышать становится легко и естественно.

Вода прохладная и чистая.

Ныряю глубже, достигаю дна. Становлюсь на ноги, дно песчаное. Вижу, как вода вносит привычные искажения в зрительное восприятие. Смотрю на свои руки, подношу их к лицу. Все в точности как под водой, размытые очертания и не видно мелких деталей.

Я плаваю самыми различными способами, которые могу только придумать.

Неповторимые ощущения.

Снова ныряю в глубину. Практически ложусь на дно, зависая в нескольких сантиметрах над его поверхностью. Расслабляюсь, чувствую свое дыхание – оно подобно обычному, только более плотное. Перед собой вижу песок и небольшие его волнения, вызванные дыханием.

Так я лежу на дне, наслаждаясь легкими покачиваниями, возникающими из-за движения воды…»

Работа с восприятием

Пункт подразумевает использование своего восприятия в Сновидении максимально возможными способами.

Варианты разнообразны. Это необычные или невозможные формы опыта с точки зрения жизни наяву, какие-либо экстремальные переживания или специальные техники работы с вниманием. Главное – развернуть свое восприятие полноценным образом, попытаться реализовать самые смелые потенции доступные этому состоянию.

Приведу пример таких возможностей:

«Я в сновидении.

Вспомнив прошлый раз, когда я во сне перевоплотился в кошку*, решаю попробовать совершить это уже сознательно, от начал и до конца.

Разбежавшись, намеревая форму крупной кошки, я совершаю прыжок и приземляюсь на передние конечности. Смотрю на них, они уже не человеческие, но контуры еще немного размыты и отсутствует полноценное ощущение целостности.

Направляя внимание на тело, начинаю дышать.

Ощущения становятся более отчетливыми, интенсивность опыта растет.

Перед собой я вижу лапы, крупные и мощные, имеющие окраску подобную тигриной. Отчетливо чувствую работу мышц и свое дыхание. Возникает отчетливый образ массивности. Мышцы работают слаженно и буквально стягивают тело в одно целое. Процесс дыхания сопровождается своеобразным ощущением в носоглотке, похожим на хрип, вызванный интенсивным движением воздуха.

Тяжело привычным образом описать свои чувства в этот момент.

Я передвигаюсь по каким-то зарослям.

Через время опыт начал распадаться, и я проснулся.

Не могу сказать точно, но впоследствии сложилось такое впечатление, что цвета окружающего пространства были более ярким, даже искаженными, но в тоже время, они не имели привычного разнообразия.»

*Случилось это в момент, когда в ясном сновидении, наблюдая за одним из персонажей сна (кошкой), я получил всплеск осознанности в момент частичного отождествления с этой ролью. И далее, уже сознательно вошел в этот образ.

Интересен момент перестройки восприятия. Когда я полностью отождествился с образом кошки (до этого я наблюдал ее со стороны), изменился угол восприятия, мир стал восприниматься снизу на небольшом расстоянии от земли, по всей видимости, из положения привычным для кошки.

Сразу же изменилось и зрительное восприятие. Цвета поблекли, приблизились к черно-белому диапазону, пространство стало более плоским, а объекты в нем, искривленными. Эмоциональный фон также изменился. Тяжело описать, стал беспричинно радостным и каким-то глуповатым, что ли.

Еще несколько примеров:

«Я в сновидении.

Остановился посмотреть на красивую рощу на небольшом холме недалеко от меня. Меня просто заворожила картина, ее красота и реальность.

Я сел на траву, осмотрелся.

Погода была солнечной, а небо чистым. Ветер шелестел в кронах деревьев. По ощущениям – август. Было тепло, но уже едва уловимо чувствовалась прохлада осени. Я видел листья и их тени, я слышал шум ветра…

Какое-то время наслаждаюсь этим.

Мой ум практически полностью затих.

Через время, я очень мягко проснулся.»

«Я в сюжете сна, периодически переживаю вспышки осознанности.

В какой-то момент впадаю в состояние, в котором характер моего восприятия перестраивается, и я в буквальном смысле оказываюсь в «мире анимэ». Все вокруг – представлено в виде анимации, включая меня.

Такое положение дел меня весьма озадачило, особенно если учесть, что мне никогда не приходила мысль попытаться сновидеть в таком ключе. Я не стал добиваться полноценного осознания сна, потому что опасался разрушить причудливую настройку своего восприятия.

Какое-то время я следовал сюжету сна в виде анимэ, пока не проснулся.»

«В сновидении решаю попробовать создать музыку «из воздуха».

Усилием сознания заставляю звучать определенные инструменты. Звук воспроизводится с трудом и звучит из ниоткуда. Тогда решаю добавить к своим манипуляциям движения руками. Подняв их перед собой, подражая дирижеру оркестра, я попытался закрепить и скоординировать те звучания, которые мне удавалось воспроизвести.

Музыка приобрела рисунок и динамику.

В поле зрения начали вырисовываться абстрактные структуры, отвечающие в такт музыки. Я как бы видел музыку которую сочинял на ходу.

В итоге своего эксперимента, мне удалось соединить слух, зрение и осязание. Я не только создавал музыку, но и переживал ее всем своим существом.»

Провозглашение

Сознательное провозглашение чего-то вслух в состоянии Сновидения, считается достаточно значимым элементом практики. Данный акт позволяет задействовать дополнительные структуры восприятия, внести еще один осознаваемый элемент в свои взаимодействия, и даже – пробиться на более высокие уровни осознания. Также это способ помогающий совершать набор вполне конкретных действий (формировать образы, воздействовать на пространство, сюжет и декорации сна, и т.д. и т.п.).

Провозглашение осуществляется четко, коротко, и только по сути. Лишние мысли и эмоции будут мешать, так же как и словесные нагромождения. Ясность, простота и уверенность в этом случае – необходимые параметры процесса.

Важна осмысленность провозглашаемого, обдуманность и осторожность в желаниях. Нет смысла провозглашать ненужные вещи, те, что приводят к затруднениям в процессе становления и развития Сновидения.

Приведу пример:

«Я в сновидении.

Решаю поработать с провозглашением намерения. Сновидение устойчиво, но на всякий случай, делаю проверку взглядом на руки.

Затем, отчетливо выкрикиваю – хочу видеть энергию!

Ощущаю небольшую вибрацию.

Внезапно мои руки вспыхивают переливающимся светом.

Я подношу их ближе к лицу, и вижу, мои руки окутывает радуга!

Некоторое время изумленно смотрю на это. Затем, оглядываюсь вокруг. Декорации сновидения остались прежними, но немного поблекли. Пробую рассмотреть себя, но не могу четко определить восприятие собственного тела. Кажется, что я вижу одновременно его контуры, и в тоже время – свет, который равномерно исходит от меня, подсвечивая все остальное…

Я снова смотрю на свои руки.

Эта область восприятия кажется наиболее яркой и четкой. Радужный свет колышется как будто на легком ветру. И его становится все больше, мои руки практически исчезают. Остается только этот свет и мое изумление.

В таком состоянии я находился какое-то время, затем начал проваливаться в обычный сон и проснулся.»

13.2. Работа с пространством сна

Работа с пространством сна подразумевает практическое использование сновидцем в своих взаимодействиях характеристик присущих этому пространству. Среди основных – перемещение в пространстве сна. Его я и рассмотрю.

Перемещение осуществляться различными способами, выберу три основных:

– при помощи роли;

– при помощи декораций;

– при помощи манипуляций с пространством.

Названия пунктов отражают наиболее выраженный аспект, вектор перемещения, активно участвующий в процессе.

Перемещение при помощи роли

В данном случае, активной формой осуществляющей перемещение является сам сновидец, а основные способы попадания в нужную локацию сна связанны с сновиденным телом и его действиями.

Другими словами – перемещение в пространстве сновидец совершает сам.

Способы различны, но среди них можно выделить две группы перемещений, те, которые совершаются без прерывания потока впечатлений, и те, которые совершаются с прерыванием такого потока.

Первая группа – действия, напрямую ведущие сновидца к нужной ему локации. Обычно это: полет, ходьба, бег, скольжение, притягивание и тому подобное. В этом случае перемещение происходит одним из способов без прерывания процесса. Здесь важно сохранять непрерывность воспринимаемого потока образов и уровень осознанности, который могут захватить те или иные события по ходу движения. Вторая группа – действия, ведущие сновидца к нужной ему локации, путем совершения скачка из одного места в другое. Обычно это: прыжок, кувырок, вращение вокруг своей оси, падение и тому подобное. В этом случае сновидец добирается до нужного ему места, прерывая процесс перемещения своими манипуляциями. Образ требуемой локации должен быть ясным и четким, глаза в момент скачка желательно закрывать.

Приведу по примеру способа передвижения из каждой группы.

Способ «притягивания»:

Смысл в том, чтобы используя поочередное притягивание к различным декорациям сна, преодолеть необходимый участок пути. Например, передвигаясь по улице любым из возможных способов, перетягивать себя на небольшие расстояния при помощи внимания зацепленного за декорации впереди.

Притягивание осуществляется подобно эффекту визуального приближения к выбранному участку вдали. Желательно, чтобы в процессе принимало участие не только зрение, но и другие системы чувств, особенно соматика. Хорошо, если участки для такого закрепления восприятия будут расположены выше линии горизонта и немного сбоку от центра визуального поля.

Не стоит выбирать слишком далекие цели такого притяжения, не желательно увлекаться посторонними декорациями и пристально смотреть на какие-то мелкие детали.

Способ «прыжок с кувырком назад»:

Смысл в том, чтобы используя прыжок, сформировать необходимый образ места, и используя кувырок в воздухе назад приземлиться уже в необходимой локации. Например, разбежавшись и прыгнув с моста, в полете намеревая образ поляны и совершая кувырки назад, в итоге приземлится на ней.

Прыжок лучше совершать как можно выше и дальше, чтобы он имел большую протяженность. В процессе полета и особенно кувырков – глаза закрыты, все внимание направленно на формирование необходимого образа и заданные движения тела.

В принципе, нет особого различия, каким именно будет характер кувырка, в любом случае, подобные «сальто» в воздухе помогают сбить предыдущую фиксацию и создать новую. Но в случае, если движение будет более сложным, чем просто кувырок вперед, вероятность качественного перемещения будет большей.

Перемещение при помощи декораций

В данном случае, перемещение осуществляется за счет декораций, которые используются как своеобразные проходы между локациями.

В рамках такой позиции выделяют две группы вариантов взаимодействия. Первая группа предусматривает использование декораций, являющихся формой такого прохода в буквальном или символическом смысле. Например: двери, коридоры, улицы, комнаты, зеркала и так далее. Вторая группа рассматривает декорации как естественный барьер, преодолевая который, сновидец попадает в новую локацию. Пример: прыжок в стену, падение спиной вниз, преодоление какой-либо преграды вроде ограждения и тому подобное. Смысл таких действий – смена фиксации с воспринимаемой локации на новую, за счет резкого привлечения внимания к сновиденному телу и акту преодоления преграды.

В перемещениях такого рода необходимо ясно формировать желаемое, а при работе с декорациями четко видеть необходимую (та, что служит проходом), в моменты смены локаций, не терять ощущение своего тела и движений которые оно совершает.

Приведу по примеру для каждого из способов.

Способ «использования двери»:

Смысл в том, чтобы используя образ двери перемещаться между различными локациями. Новая локация может быть случайной или намереваемой. Общая схема действий достаточно проста, необходимо использовать дверь как проход в буквальном смысле, в этом случае, дверь является декорацией, которая разделяет различные пространства сна. Открывая и закрывая дверь можно менять локации, а проходя через нее перемещаться между ними.

Способ «прыжок в стену»:

Смысл в том, чтобы использовать декорацию в виде стены как барьер, преодолевая который, происходит перемещение в новую локацию, которая опять-таки носит случайный или намереваемый характер. Для совершения успешных действий требуется уверенность, что декорация будет преодолена без помех. Общая схема – прыжок в любую декорацию подобную стене, где сам прыжок осуществляется различными способами (сгруппировавшись лицевой стороной или боком, кувырком, спиною вперед и проч.).

Подобные действия служат не только целям перемещения, но помогают в преодолении жесткой фиксации восприятия, в моменты, когда декорации и пространство сна крайне устойчивы.

Перемещение при помощи манипуляций с пространством

В данном случае, перемещения осуществляются за счет трансформации самого пространства.

Искривление пространства происходит различными способами, в большинстве случаев которых, осуществляется изменение или сдвиг самих локаций. Здесь выделяют два направления таких трансформаций, когда перемещение или изменение локаций происходит в поле наблюдения и вне такового. В одних случаях эффективнее наблюдать за происходящими изменениями (и корректировать свои действия), в то время как в других – лучше, чтобы нужная локация формировалась за счет намерения сновидца и вне поля его зрения. Каждый вариант обладает спецификой, поэтому выбор зависит от характера самой обстановки и возможностей сновидца.

Приведу примеры вариантов перемещения за счет таких манипуляций.

Способ «движение локации»:

Смысл в том, что смена декораций происходит в поле зрения сновидца, наблюдающего за процессом, корректирующего его детали. Например, необходимая локация просто придвигается или превращается в требуемую.

Способ «поворота»:

Смысл в том, чтобы благодаря резкому повороту вокруг своей оси, изменить существующую локацию на новую (или сменить часть декораций). Поворот должен выполняться динамично, а область изменения – находиться вне визуального поля сновидца. При выполнении данных действий, можно также использовать декорации сна. Например, идя по улице и намеревая новую локацию, на перекрестке или крае здания – уверенно повернуть за угол, за которым будет нужная локация или улица, которая выведет к ней.

13.3. Работа с содержанием сна

Работа с содержанием сна подразумевает практическое использование сновидцем в своих взаимодействиях структур находящихся в пространстве сна.

Среди основных направлений работы выделю – декорации и персонажи сна.

Декорации

В первую очередь речь идет о возможности сознательного управления декорациями сна.

В зависимости от задач определяется характер действий. Трансформация предметов и их свойств, перестройка и создание новых декораций, взаимодействие с окружающими объектами, тренировка отдельных чувственных систем – это лишь некоторые варианты.

Для удобства, способы таких взаимодействий разбиты на две группы:

– непосредственное воздействие (за счет прямых манипуляций);

– опосредованное воздействие (за счет непрямых манипуляций).

Простые примеры: создание/удаление и трансформация объектов в руках, смена одних декораций за счет других, дистанционное воздействие на предметы.

В качестве общей иллюстрации приведу пример из личной практики:

«Я осознаю себя во сне.

Провожу настройку сновидения по классической схеме.

Пробую сменить локацию «моя спальня». Разгоняюсь и прыгаю в стену, но застреваю в ней. Тогда, я разворачиваюсь обратно и буквально выползаю из стены. Недолго думая, делаю несколько широких шагов и прыгаю вниз головой.

На мгновение все становится темно серым.

Затем, вижу, как из пространства проявляются фрагменты декораций. Делаю несколько шагов. Все стабилизируется. Оглядываюсь вокруг.

Я в новой локации.

Это комната, окно и шторы, большая кровать. Похоже на хороший гостиничный номер. Не нахожу ничего интересного. Выхожу через дверь.

Вижу коридор. Приходит ощущение, что это университет в котором учился.

Решаю поработать с элементами сна.

После некоторых манипуляций, я просто иду по коридору. Видимо, отвлекаюсь, потому что чувствую, меня начинает затягивать сюжет сна.

Поэтому я разворачиваюсь и иду в другом направлении. Подхожу к окну. Решаю попробовать из него выйти, просочиться сквозь стекло. Дотрагиваюсь рукой до стекла, начиная его продавливать. Оно поддается, но с трудом. Тогда я решаю воспользоваться помощью персонажа сна. После того как моя кисть оказалась снаружи, при помощи воссоздания ощущений рукопожатия, пытаюсь создать персонажа сна. Он проявляется, начиная с руки, за которую я его как оказалось уже держу. Так он появляется целиком. Мужчина средних лет в сером пальто, висящий в воздухе за окном.

Я говорю ему – помоги, вытягивай!

Он крепко сжимает мою руку и вытаскивает наружу. Немного повисев в воздухе, я разжимаю свою руку и отпускаю персонажа сна. Сразу забываю о нем. Опускаюсь вниз. Оглядываюсь вокруг. Это площадка перед входом в университет.

Продолжаю свои путешествия.»

Персонажи сна

В данном контексте, персонажи можно рассматривать как активные или динамические элементы сна, имеющие свои функции согласно сюжету или возникшей ситуации.

Их количество, степень активности и адекватности при взаимодействии различна. Внешность таких персонажей может содержать известные нам черты, казаться совершенно незнакомой, а порой – иметь совершенно фантастический вид и проявлять крайне странное поведение. Степень их видимой автономности колеблется в некоторых пределах, начиная от практически полного ее отсутствия, когда персонажи являются просто элементами сюжета подобно декорациям, до поведения, проявляющего явные признаки самостоятельности.

В целом, тема взаимодействия с персонажами сна весьма обширна, поэтому перечислю лишь некоторые варианты: всевозможное общение, создание новых персонажей, получение информации в виде ответов, помощь в ходе сюжета сна, влияние или воздействие с их стороны.

Для большей наглядности приведу примеры из личной практики:

«Я работаю над некоторыми элементами сновидения.

Нахожусь в здании, в процессе деятельности мне попадаются редкие прохожие. Я не обращаю на них никакого внимания. Но через время замечаю, что некоторые персонажи сна начинают мне мешать, навязчиво пытаясь втянуть меня в сюжет.

Останавливаюсь, смотрю на них. Говорю – выйдите отсюда, мешаете!

Они останавливаются. И с равнодушными лицами уходят.»

«Я на улице, навстречу идет прохожий.

Останавливаюсь и смотрю, хочу указать на него рукой. Он, избегая моего взгляда, накидывает капюшон, и, ускоряя шаг, удаляется.»

«Я в своей спальне.

Работаю над развитием двигательных навыков, стараясь максимально точно выполнять активные движения «вторым телом». Пространство достаточно стабильно, но осознанность падает.

Вдруг, ручка моей двери поворачивается и дверь открывается.

Знаю, что мою дверь не открыть, ибо она закрыта (специально, чтобы отсечь лишние мысли). Меня начинают о чем-то настойчиво спрашивать…

Я не слушаю, но чувство давления нарастает.

Осознанно просыпаюсь. Никого нет, все тихо.»