Глава 5

Вхождение в Сновидение

Процесс подготовки к Сновидению включает в себя различные компоненты и процедуры. Такими компонентами являются базовые принципы системы, методы их развития, различные варианты настройки восприятия и непосредственно способы или процедуры достижения осознанности во сне. Сюда же относится практика в течение дня, вечером, утром и даже – ночью, где для каждого из этих временных отрезков, составляющих общий график практики, предусмотрены свои техники, условия и смыслы.

Практика должна быть комплексной, а развитие последовательным.

Глава рассматривает вопрос вхождения в Сновидение, включая в себя те явления, с которыми сталкивается сновидец во время освоения данного и близких к нему разделов практики.

5.1. Базовые принципы

Сюда относятся неотъемлемые элементы практики, общие для всех способов достижения позиции восприятия из которой начинается Сновидение.

Базовые принципы призваны подготовить сознание сновидца к процессу перехода к иному положению восприятия, преодолению грани, позволяющей войти в Сновидение, при этом, не проснувшись и не провалившись в обычный сон без признаков осознанности. Культивированию основополагающих принципов должна быть посвящена значительная часть личных исследований и занятий. С одной стороны, это необходимо для более глубокого понимания процессов лежащих в основе этого опыта и их связи с другими составляющими практики. С другой стороны, они являются частью самой процедуры вхождения в Сновидение и процесса его качественной настройки. Во многом, благодаря успешному сочетанию принципов зависит результат предпринимаемых усилий.

5.1.1. Расслабление

Расслабление является принципом, который необходимо освоить уже на первых шагах практики. Несмотря на то, что этот пункт может показаться простым, не стоит его недооценивать, в нем заключен огромный потенциал и значительная часть целенаправленной работы.

Расслабление должно быть качественным, глубоким и всесторонним.

Практика охватывает широкий диапазон состояний. Сюда необходимо отнести не только поверхностные мышечные напряжения, которые следует рассеять в процессе релаксации, но и глубинные напряжения, психосоматические зажимы, психологические барьеры, актуальные содержания бессознательного.

Легко заметить, объем работы внушителен и протяжен во времени.

Желательно сразу выделить два аспекта: поиск общей схемы расслабления и проработка отдельных групп напряжений. Методы релаксации в отсутствие грамотного инструктора лучше подбирать самому. Причина – наличие индивидуального «набора напряжений», склонности природной конституции и характер повседневной деятельности. Способ подходящий одному человеку, может совершенно не подходить другому. Нужно проявить настойчивость и творческий поиск. Будь то готовый метод или изобретенный самостоятельно, главное – чтобы в итоге был найден эффективный способ релаксации.

Почему же расслабление столь важно? Дело в том, что разнообразные напряжения являются одной из наиболее серьезных преград. Их формы проявления захватывают значительный диапазон психического и физического пространства, выражаясь в самых различных типах преград. Проблемы с длительностью и качеством опыта осознания во сне, помехи восприятия, навязчивые сюжеты, досаждающие персонажи и ограниченность декораций, гнетущая атмосфера сна – все это следствие тех или иных напряжений, которые нужно убрать.

Каждый новый шаг к повышению качества Сновидения, всегда связан с преодолением еще одного слоя напряжений. Поэтому расслабление является обязательным методом, базовым принципом без которого продуктивная практика невозможна.

5.1.2. Развитие внимания

Для прорыва в новые области восприятия нам необходимы дополнительные ресурсы, и внимание является одним из них. Закономерно, внимание требует развития и усиления.

Технология  работы с вниманием многогранна и сложна. Выделю три направления работы:

  1. Развитие свойств.
  2. Фокусировка.
  3. Повышение качественного уровня.

Развитие свойств

Подразумевается развитие свойств присущих вниманию. В первую очередь, это направленность и фиксация.

Направленность предусматривает отделение собственно потока внимания от работы всех каналов восприятия (зрение, слух, осязание и т.д.), и далее – обретение навыка его сознательного направления на что-либо. Неважно на что будет направленно внимание, главное – выявить и осознать его направленность как отдельный аспект.

Фиксация внимания производится как на избранных формах, так и на самой его направленности. Формы фиксации различны, от внутренних образов психики, до разнообразных объектов внешнего пространства. Фиксация внимания на собственно направленности считается достаточно сложным маневром, поэтому, сначала лучше работать в согласии с каналами восприятия, когда они создают зацепку для фокуса, после чего уже переходить к развитию предложенного свойства в чистом виде.

Фокусировка

Фокусировка внимания предполагает произвольную сознательную деятельность по созданию устойчивого фокуса в избранном или общем поле восприятия. Параметры собранности внимания характеризуются глубиной вовлеченности в процесс и мерой распределенного внимания по воспринимаемому полю.

Система практики в данном направлении должна включать обе характеристики.

Повышение качественного уровня

Работа со вниманием рассматривается с точки зрения повышения качественного уровня его развертки в общем поле восприятия. Предлагается последовательное освоение, где каждый новый уровень предусматривает большую интенсивность внимания по сравнению с предыдущим (каждое превосходящие состояние указывает на повышение качественного уровня).

Практика имеет значительную протяженность во времени. Ее цель – добиться парадоксального состояния, когда внимание как процесс становится доступным отстраненному наблюдению.

5.1.3. Остановка внутреннего диалога

Еще один фундаментальный принцип целостной практики.

Под «остановкой внутреннего диалога» подразумевается  умственная тишина, а на более глубоком уровне – остановка системы интерпретации воспринимаемого материала.

Стоит выделить две формы, которые могут быть приняты за рассматриваемое состояние: мнимая и настоящая остановка внутреннего диалога. Мнимое состояние заключено в сходстве поверхностных эффектов (или умственных спекуляций о том «как оно должно быть»), когда восприятие поглощается текущим содержанием в виде впечатлений или мысленно-эмоциональных потоков. Другими словами, происходит погружение в ум, вместо его остановки. Настоящая остановка внутреннего диалога представляет собой совсем иной процесс, отличается в развертке воспринимаемых форм.

Фактическую остановку внутреннего диалога можно разделить на два типа: естественную и намереваемую. В первом случае, она происходит в моменты радикальных переходов от одного состояния к другому (например, при провале в сон), и переживается не так ярко. Во втором случае, остановка внутреннего диалога достигается путем сознательных усилий, благодаря определенному намерению. Переживается намного ярче и захватывает значительный диапазон сопутствующих и ситуативных эффектов.

Освоение состояния требует значительных затрат сил и времени, поэтому здесь необходима уравновешенность и настойчивость.

5.1.4. Комплекс техник

Технический комплекс является такой же неотъемлемой частью всей системы практики, как и пункты озвученные выше. К сожалению, технологический аспект часто недооценивается или оценивается неправильно. Но очевидно, что целостная система практики без четкой методологии будет неполноценной, а без технического комплекса – однобокой и хаотичной.

Эффективным, видится, комплекс состоящий из трех групп техник.

Первая группа должна быть ориентирована на открытие и освоение базовых принципов всей системы практики. Техники должны раскрывать причины лежащие в основе этих принципов. Содержанием второй группы являются целевые техники, то есть – техники направленные на какие-то определенные задачи. В сфере Сновидения это техники вхождения и выхода, настройки восприятия, методы управления состоянием. Третью группу составляют вспомогательные техники, необходимые для поддержания целостности всего комплекса, прорабатывающие второстепенные элементы и выполняющие роль компенсаторных механизмов. Также они помогают найти новые возможности, варианты уже известных техник.

Среди прочего, технический комплекс успешно разрешает затруднения связанные с построением графика занятий и регулярностью персональной практики, помогает преодолеть моменты отсутствия мотивации или упадка сил.

5.2. Эффекты сопутствующие процессу вхождения в Сновидение

Погружение в сон и непосредственное вхождение в Сновидение могут сопровождаться эффектами, переживаниями, различными по силе и форме проявления.

Большинство из них относятся к своеобразным «шумам» психофизической природы, как результат разрядки всевозможных напряжений. Еще одну группу составляют относительно устойчивые феномены связанные с процессом перехода восприятия в новую позицию, как следствие смены состояния сознания. Некоторые из них могут быть использованы как элементы техник применяемые в процедурах вхождения в Сновидение.

Перечислю наиболее распространенные эффекты:

– вибрации;

– гул;

– визуальные образы;

– звуковые иллюзии;

– потеря пространственной ориентации;

– пульсации в области межбровья;

– пульсации в области солнечного сплетения;

– термические иллюзии;

– «иная» соматика.

 

Теперь подробней.

 

Вибрации

Один из самых ощутимых эффектов. Переживается как «вибрация» различной частоты, охватывающая все тело. Иногда сравнивают с воздействием электрического тока, ощущением онемения, экстатическими переживаниями.

Часто является предвестником опыта категории «выхода из тела».

Может быть использован как элемент техники.

Гул

Распространенный эффект. Спектр возможных субъективных переживаний достаточно широк. Может выражаться как низкий гул или писк, протяжный рев, и даже как шум ветра.

Часто является показателем движения позиции восприятия.

Может быть использован как элемент техники.

Визуальные образы

Эффект присутствует в большинстве случаев. Формы его переживания многочисленны. Это могут быть хаотичные образы, обрывки визуальных впечатлений, целостные или динамичные картины и так далее.

Являясь частью процесса погружения в сон, часто приобретает большую интенсивность при намеренном вхождении в Сновидение.

Может быть использован как элемент техники.

Звуковые иллюзии

Эффекты этой группы не слишком распространены, имеют множество способов выражения. Например: окрик по имени, голоса, щелчки или хруст, стук, резкий всплеск какого-либо шума, шелест и многое другое.

В процессе вхождения, их лучше игнорировать.

Потеря пространственной ориентации

Эффект встречается часто. Формы различны, могут выражаться как ощущения: парения, резкого падения, вытягивания наружу, покачивания, вращения вокруг одной из воображаемых осей.

Является естественной частью процесса погружения в сон.

Может быть использован как элемент техники.

Пульсации в области межбровья

Эффект переживается как «пульсация» в области межбровья не вызванная напряжением.

Иногда служит индикатором успешности процедуры вхождения.

Может быть использован как элемент техники.

Пульсации в области солнечного сплетения/груди

Данный эффект часто принимается за учащенное сердцебиение. Выражается как «пульсация» в области солнечного сплетения или груди, имеет высокую амплитуду с тенденцией к возрастанию.

Может предшествовать опыту категории «выхода из тела».

Термические иллюзии

Эффект переживается в виде термических ощущений различного характера и силы. Например, как повышение/понижение температуры воздуха, перетекание теплых/холодных потоков внутри тела.

В процессе вхождения, их лучше игнорировать.

«Иная» соматика

Часто данный эффект переживается как ощущение телесности непривычного характера или наличие ощущений там, где их не должно быть. Некоторые случаи относятся к выделению «второго тела».

Может быть использован как элемент техники.

5.3. Способы вхождения в Сновидение

Отдельный раздел, рассматривающий набор методов непосредственного перехода в новую позицию восприятия, из которой, при должной настройке, практик начинает сновидеть, обозначен как «вхождение в Сновидение».

В согласии с характеристиками данного процесса, выделены три основных типа:

  1. Способ прямого входа.
  2. Способ с провалом сознания.
  3. Способ осознания сна.
  1. Способ прямого вхождения в Сновидение

Отличительной чертой способа является прямой путь перехода восприятия от состояния бодрствования к состоянию Сновидения, без прерывания осознания данного процесса. Вхождение в этом случае, происходит из состояния глубокой релаксации на фоне кратковременной остановки внутреннего диалога. Главное – это наличие сознания, «я», понимающего суть происходящего.

Другими словами – наше сознание переходит в состояние Сновидения напрямую.

Сама процедура вхождения осуществляется в различных условиях: днем, перед сном, во время пробуждения ночью или утром.

Наиболее вероятной формой Сновидения, в результате успешного выполнения процедуры, будет опыт, который переживается как «внетелесный». В этом случае, если не предпринимались какие-либо дополнительные меры, восприятие разворачивается в наблюдение окружающей обстановки близкой той, в которой произошло погружение в сон (часто с восприятием своего спящего тела). Также существует возможность попасть в Сновидение при помощи образов (и сопутствующих эффектов) возникающих в процессе вхождения.

Для большей наглядности приведу пример:

«Непосредственно перед сном, я настраиваюсь на сновидение.

В процессе расслабления, фокусирую внимание на фоне перед собой, глаза немного сдвинуты к переносице (расслаблены и не двигаются). Теряю ощущение тела, контур, образовывающий его – исчезает.

Явно воспринимаю, как мои руки, начиная от кистей, приподнимаются, начиная покачиваться, словно на волнах. Телесные ощущения в области головы и груди поворачиваются вокруг оси влево.

Мое «второе тело» разворачивается в сторону. Не мешаю ему, не хочу сбить настройку.

Легкий рывок, и я отрываюсь от физического тела.

Чувствую, как очень медленно меня относит к середине комнаты.

Я совершаю движение «вторым телом», встаю на ноги и сразу же отхожу от кровати. Восприятие включается полноценно, я вижу свою комнату, ощущаю «второе тело».

Поднимая руки к лицу, начинаю настройку.»

  1. Способ с провалом сознания при вхождении в Сновидение

Отличительной чертой способа является наличие провала в сознании во время вхождения в Сновидение. Сознание здесь словно проваливается в неосознаваемое пространство на какое-то время, после чего, проявляется уже в одном из состояний сна, так и не пробудившись полностью в мир бодрствования.

Другими словами – наше сознание достигает Сновидения при помощи кратковременного погружения в сон, с последующим пробуждением «я», но уже не в состоянии бодрствования.

Процедура вхождения может осуществляться в любое время суток, если произошло засыпание.

Сам опыт Сновидения в этом случае, различен, может переживаться как: разделение с телом, парение в воздухе, затягивание в темное пространство или картину, обнаружение себя в какой-либо локации сна и прочее. Характерна большая произвольность воспринимаемого, пластичность образов и наличие «шумов» восприятия. Поэтому здесь необходимо иметь четкое понимание своих целей, не отвлекаться на посторонние вещи. Иногда, данный опыт приводит к попаданию в «пограничное состояние» между сном и явью или в так называемый «сонный паралич».

Для большей наглядности приведу пример:

«Перед сном пробовал войти в Сновидение, но не удержал сознание и провалился в сон.

Вдруг, я осознаю себя.

Вижу часть комнаты из положения лежа на спине, немного приподнявшись. Есть чувство давления и своеобразный фоновый шум похожий на гул. Понимаю, что мои переживания разделены – я чувствую тяжесть в теле и в тоже время ощущаю, как мои руки парят в воздухе, а голова и верхняя часть груди повернуты немного в бок от оси проходящей вдоль позвоночника. Я частично разделен с физическим телом, которое почти полностью провалилось в сон, и которое я ощущаю на периферии как аморфное чувство неподвижной тяжести.

Осторожно «прислушиваюсь» к своему восприятию, но ничего особенного не замечаю. Произвожу попытку «выхода из тела».

Отделившись от физического тела, совершаю несколько шагов по комнате.

Далее, начинаю делать настройку восприятия.»

  1. Способ вхождения в Сновидение путем осознания сна

Отличительной чертой способа является наличие вспышки сознания уже в состоянии сна, когда всплеск осознанности приводит к полноценному пониманию, что сейчас находишься во сне. Даже в случаях колебания состояния в некоторых пределах, осознание факта нахождения во сне не является просто мыслью или образом, знание целостно и подобно тому, которое мы имеем в состоянии бодрствования.

Другими словами – происходит осознание сна.

Всплеск осознанности может быть результатом какой-либо цепочки предпринимаемых действий, следствием полученных впечатлений или размышлений, иногда происходит спонтанно – одним скачком без видимой причины посреди сюжета сна. Впоследствии улавливается специфическое усилие предваряющее осознание сна.

Для большей наглядности приведу пример:

«Я участвую в каком-то длинном сюжете, внезапно понимаю – это сон. Сразу вспоминаю последнюю цепочку событий, но не фиксируюсь на ней.

Оглядываюсь вокруг – локация похожа на улицу рядом с моим домом.

Делаю проверку путем взгляда на руки. Все четко и устойчиво.

Не теряя времени, решаю забраться на крышу многоэтажного дома. Подпрыгиваю, начиная карабкаться по поверхности здания. Получается нечто наподобие небольших прыжков от одного места, за которое я могу удержаться, к другому. Во время перемещения ощущаю небольшое давление внутри, в области чуть ниже солнечного сплетения.

Добравшись таким способом до этажа шестого, я решаю пройти сквозь квартиру на другую сторону дома. С усилием протискиваюсь сквозь стекло. Оказываюсь в квартире, прохожу по ней к другой стороне и таким же образом – пройдя сквозь окно, оказываюсь с обратной стороны.

Добравшись до крыши, смотрю вниз.

Прыгаю. Фиксация восприятия не нарушается. Я продолжаю свои странствия.»

5.4. Выход из Сновидения

Следующим важным разделом практики считается наработка способности возвращаться в физическое тело по желанию.

Навык желательно практиковать с самого начала занятий.

Такая позиция помогает не только рассеять беспокойство, возникающее из-за новизны и необычности опыта, но и позволяет проработать вполне определенный «маршрут» для нашего сознания – вхождение и выход из сна, которые в дальнейшем смогут быть воспроизведены осознанно.

Еще одна возможность – преодоление непродуктивной фиксации позиции восприятия во сне путем выхода из него. Знание о способности вернуться в свое спящее тело убирает значительную часть психологического дискомфорта.

Существует несколько способов рекомендуемых к освоению.

Опишу три способа, которые после отработки по отдельности, могут быть совмещены в один.

Вспоминание о теле

Необходимо вспомнить о своем физическом теле.

Желательно, чтобы воспоминание было точным и включало в себя чувство тела, а не только мысли и эмоции. Внимание должно быть сфокусировано на вспоминании привычного ощущения тела, при необходимости, в сочетании с представлением о его местоположении вместе с другими соответствующими атрибутами (комната, кровать и т.п.).

Главное – чтобы намерение вернуться было четким и настойчивым.

Часто такого воспоминания бывает достаточно, чтобы вернуться в свое спящее тело.

Команда «в тело!»

Необходимо отдать себе приказ – вернуться в тело.

Это может быть команда произнесенная четко вслух. Не нужно лишних мыслей и эмоций, сомнений. Слова должны быть вектором движения. В качестве помощи, в случае инертности среды сна, используется повторная декларация.

Действие сочетаемо с другими. Например, требуется дополнительно закрыть глаза и подпрыгнуть вверх или наоборот резко присесть.

Прыжок в тело

Необходимо прыгнуть по направлению к своему физическому телу.

В данном случае имеет значение само действие, выполненное с должным усилием. Даже если нет представления, где находится спящее тело, смысл создать динамику и вовлечь в это действие все свои чувства.

Если же местоположение во сне позволяет отследить и даже наблюдать свое спящее тело, необходимо просто прыгнуть в него с желанием полностью проснуться.

В целом характер самого процесса возвращения в тело зависит от множества причин, среди которых не малое значение имеет уровень Сновидения и ситуация в которой находится сновидец. Ориентация в таких вещах приходит с опытом.

Приведу общий пример в качестве иллюстрации:

«В сновидении переживаю длительный и логически выстроенный сюжет.

Восприятие стабильно, следую истории разворачивающейся во сне.

Тематика – разрушение мира. Вокруг беспорядки, пожары, многоэтажные дома рассыпаются. Слышен сильный шум.

По сюжету, я бегу в одно из мест, из которого еще возможна эвакуация.

Шум усиливается, ощущается дрожь земли. Поворачивая голову, вижу, как разрушаются многоэтажные дома, и приближается огромная волна…

Ко мне приходит понимание, что скрыться мне негде, и уже нет времени.

Тогда я осознаю сон.

Окружающая картина происходящего все еще устойчива. Пытаюсь сменить декорации усилием сознания, но ничего не меняется. Пробую переместиться в другую локацию сна – результат тот же. Окружающее стабильно. Я стою на том же перекрестке, где увидел гигантскую волну. Она приближается, напряжение растет.

Атмосфера сновидения давит на меня. Решаю проснуться, но усилие, привычный образ возвращения в тело и мысленное проговаривание – не срабатывают. Тогда я повторяю попытку, направляя все свое внимание на воссоздание чувства тела. Мысли исчезают, остается только атмосфера сна…

Резко ощущаю свое физическое тело. Сразу же отмечаю его положение и характер восприятия (пробую идентифицировать свое состояние). Переход получился одним рывком.

Я в физическом теле. Открываю глаза. Все спокойно.»

5.5. Состояние «сонного паралича»

Состояние сонного паралича представляет собой временную неспособность совершать движения физическим телом при наличии пробужденного сознания. По всей видимости, данное состояние естественно и встречается вне зависимости, практикует человек что-то связанное с развитием способности сновидеть или нет.

Состояние сонного паралича можно разделить на два вида – мнимый и настоящий.

Мнимый паралич является просто состоянием глубокой релаксации, которая может быть принята за неспособность управлять своим телом. В этом случае нужно лишь немного подождать пока привычная чувствительность вернется обратно.

Настоящий же паралич представляет состояние фактической невозможности движения, которая может показаться абсолютной (хотя в действительности не является таковой). Протяженность различна, измеряется секундами или минутами. Глубина пробуждения также колеблется в некоторых пределах, где сознание балансирует на грани между сном и бодрствованием, то и дело, попадая в своего рода «пограничную область», тем самым затрудняя идентификацию текущего состояния.

Для сонного паралича характерны различные необычные явления, иногда возникающие в поле восприятия сновидца.

Ими могут быть:

– острое ощущение чужого присутствия;

– неподвижная тень или фигура в пределах видимости;

– небольшая тень, что движется на периферии визуального поля;

– «сущности» различной внешности;

– различные цветовые пятна;

– аморфный шум или голоса;

– окрик по имени;

– присутствие животных;

– наличие странных предметов;

– активность «фантомов» людей;

– свечения различной яркости;

– спонтанное проявление образов отражающих деятельность внутреннего диалога;

– мысленно-эмоциональная хаотичность;

– искажение пространства и предметов;

– необычные ощущения на уровне тела;

– путанность в определении линейности опыта.

Большинство подобных явлений являются реакцией нашего сознания на состояние в котором оно оказалось. Что-то относится к «шумам» восприятия в затрудненных или новых условиях, что-то к проекциям бессознательного, а что-то – искажению внутренних и внешних сигналов.

С преодолением этого состояния большинство явлений бесследно исчезает. Поэтому в таких случаях, главное – не паниковать, не поддаваться влияниям и сохранять ясность сознания. Неадекватная реакция может представлять куда большую опасность, чем сам опыт, здесь важно понимание ситуации.

В сонный паралич сновидец теоретически способен попасть в любой момент: при вхождении, настройке, смене локаций или уровня Сновидения, во время выхода из сна (спонтанного или намеренного). Поэтому и необходимо научиться преодолевать это состояние изначально.

Можно выделить два основных способа, позволяющих сбить фиксацию восприятия с состояния сонного паралича – возобновление контроля над своим телом и расслабление с последующим погружением в сон.

Контроль над телом возобновляется двумя путями: глубоким расслаблением и попыткой двинуть какой-либо частью тела. В первом случае, нужно отрешиться от всего и просто попытаться «разлиться по телу», как бы «вдохнуть» себя в тело. По большей части тут важна именно сознательная установка, чем попытка расслабиться физически. В результате состояние приобретает черты глубокого расслабления, постепенно возвращая привычные ощущения тела. Во втором случае, необходимо направить свое внимание на какую-либо часть физического тела, попытаться ее ощутить и совершить движение. Лучше, если это будет небольшая область, обладающая хорошей способностью к динамическому действию, не требующая больших затрат сил. На эту роль отлично подходят кисти рук. Начиная с пальца одной из рук, постепенно обретается управление. Так в итоге полностью преодолевается фиксация тела на состоянии сонного паралича. Обычно для этого хватает нескольких движений кистью. Здесь же, эффективен как дополнительный или самостоятельный метод – движение глаз. К примеру, стоит несколько раз моргнуть. Он же помогает справиться с различными нежелательными визуальными эффектами, возникающими в состоянии сонного паралича.

Второй способ преодоления сонного паралича заключается в сознательном отрешении себя от происходящего. В попытке – расслабиться и забыться в переживании этого. В чем-то это напоминает процесс обычного засыпания в условиях дискомфорта, когда просто следуешь естественному потоку засыпания и стараешься не обращать внимания на неудобства. После чего организм урегулирует состояние, а сознание провалится в обычный сон.

Отдельно рассматривается озвученное состояние как возможность вхождения в Сновидение, для чего, порой, необходимо лишь совершить небольшое усилие своим «вторым телом». Но этот вариант целесообразно отложить для более продвинутых этапов практики.

5.6. Состояние «темного пустого пространства»

Состояние достаточно типично и проявляет свойства самостоятельности.

Его отличительная черта – восприятие темного и пустого пространства, которое можно охарактеризовать как «парение в черной пустоте» (своего рода отсутствие воспринимаемого материала). Состояние бывает весьма устойчивым, поддается полноценному переживанию, используется как точка отсчета для дальнейших технических действий.

В определенном смысле, это «промежуточное положение», обладающее тенденцией возникать в процессе перехода от одной позиции восприятия к другой. Например, во время перемещения между локациями или при разрушении декораций сна, смене уровней, вхождении в Сновидение и выходе из него.

Состояние имеет целый ряд применений, которые обретают смысл после того как оно было пережито как стабильное.

Приведу пример:

«Я пробую переместиться в определенную локацию сновидения.

Использую различные способы, но мне так и не удается достичь желаемого пункта назначения. Основное местоположение, вокруг которого постоянно кручусь – моя квартира. Восприятие достаточно стабильно, но я не хочу отступать от задуманного.

Сформировав намерение – подпрыгиваю, подтягивая колени к груди, обхватывая их руками, закрываю глаза и осуществляю вращение подобное «сальто назад». Чувствую, как меня затягивает в новое пространство, я открываю глаза, распрямляю ноги и раскидываю руки в стороны.

Теперь я парю в полной пустоте черного пространства.

Ничего не происходит, просто завис в таком состоянии. Подождав некоторое время, понимаю, что нужно предпринимать какие-то действия.

Я раскачиваюсь, пытаясь создать спиральное вращение. Одновременно с этим пробую создать ощущение падения сквозь пространство. Из темноты проступают черты каких-то образов, чувствую падение вниз.

Вижу перед собой спираль из серых облаков, в которую меня затягивает.

Восприятие становится полноценным, я уже лечу сквозь облака, ощущая на себе сопротивление воздуха…

Раскидываю руки в стороны и немного сгибаю ноги в коленях, так меня не закручивает, и я могу насладиться полетом сквозь облака.

Ощущение движения ветра очень отчетливо.

Растворяясь в этом, мягко просыпаюсь.»

5.7. Состояние «серого пустого поля»

Состояние можно рассматривать как «чистое пространство» снов, которое выражается в виде пустой визуальной плоскости различных оттенков серого цвета или даже белесой пустоты.

Позиция «серого пустого поля» характерна для процесса «истощения» сна, когда образы наполняющие воспринимаемое поле исчезают, а само пространство превращается в подобие чистого листа. В тоже время это состояние можно использовать для формирования нового наполнения пространства, для перестройки или достройки воспринимаемого содержания сна.

Приведу пример:

«Я в сновидении. В определенный момент замечаю, как пространство вокруг меня начинает блекнуть, образы исчезают, как бы растворяясь в сером цвете, на уровне чувств воспринимаемое становится каким-то «плоским».

Сон исчезает, а я просыпаюсь.

Выхватив вниманием один из «угасающих» объектов, фокусируясь на этом направлении, жду, стараясь соблюдать умственную тишину и не реагировать эмоционально.

В какой-то момент все замирает. Наблюдаю пустое серое поле. Через несколько мгновений происходит небольшой сдвиг в ощущениях и из этого пустого поля в буквальном смысле проявляются образы. Все начинается с области, на которой я зафиксировал внимание, словно вытянул обратно содержание сна за счет этой «зацепки».

Наполнение пространства сна восстанавливается. На первый взгляд я нахожусь в той же локации что и до этого.

Смотрю на свои руки.»

5.8. Ложные пробуждения

Ложные пробуждения представляют собой имитацию обычного пробуждения.

Восприятие в такие моменты бывает настолько стабильным и соответствует реальности, что окружающее без сомнений принимается за мир бодрствования. Для ситуации типичны сонливость или рассеянность самосознания, списываемые на симптомы связанные с пробуждением. Лишь спустя какое-то время, приходят мысли о том, что «что-то не так», находятся несоответствия или же сознание снова проваливается в сон.

Обычно подобные пробуждения насчитывают не более одного опыта, но иногда их число возрастает, напоминая повторение одного и того же эпизода. В таких случаях не следует поддаваться панике, это случается время от времени со всеми, просто практика Сновидения позволяет это заметить. Следует или просто подождать, когда сознание снова провалиться в сон, чтобы позже проснуться уже по-настоящему или применить способы «идентификации», которые позволят определить текущее состояние.

С практикой подобные явления быстро распознаются и преодолеваются.

При обнаружении себя в состоянии ложного пробуждения, желательно приступить к выполнению практических задач или применить один из способов выхода из Сновидения.

5.9. Вложенные сновидения

Явление «вложенного сна» представляет собой смену позиции восприятия, за счет осуществления процесса «засыпания – пробуждения» в состоянии сна.

Опыты такого рода определяются двумя видами – неосознанный переход в общем потоке сна и сознательное использование данной закономерности как техники усиления фиксации восприятия.

В первом случае, засыпание и пробуждение во многом напоминают привычные действия, с той лишь разницей, что состояние отличается большей бессознательностью. Здесь это лишь элементы общего сюжета сна. На уровне ясных сновидений такой опыт склонен производить достаточно необычное впечатление, когда в одном сне, засыпая, видишь другие сны, которые затем можно будет даже вспомнить.

В случае намеренного использования процесса «засыпания – пробуждения» во сне, как определенной техники, открываются достаточно интересные перспективы. Сознательное применение техники позволяет усилить интенсивность опыта, углубить и зафиксировать его. Это в свою очередь приводит к улучшению качества и увеличению длительности опыта, порой достигая своими характеристиками практически полной аналогии миру бодрствования. Интересно, что данные манипуляции можно проводить несколько раз, углубляясь все в новый и новый «слой» сна, усиливая интенсивность переживания опыта. Следует учитывать, что каждое такое засыпание в одном сне и пробуждение в другом, смещает оценки системы «пространства и времени» и провоцирует утрату поверхностных слоев памяти сновидца.

Присутствует вероятность пошагового выхода из снов такого рода (обратного движения через «слои» сна), когда при потере осознанности процесс перерастает в череду ложных пробуждений.

Вариант развития ситуации во время не совсем успешного применения техники – обычный переход от одной локации сна к другой. В этом случае, перехода между «слоями» сна не происходит, а скорее – осуществляется перемещение между различными локациями одного «слоя», одной сюжетной линии.

Несмотря на то, что вложенные сны являются достаточно эффективным методом, эффект может превзойти ожидания, поэтому здесь необходима бдительность и спокойное отношение.

5.10. Положение тела

Собственно положение физического тела является еще одним важным элементом практики Сновидения.

Работа с телом в данном случае подразумевает две категории – поиск удобного положения и специальные позиции тела для Сновидения.

Выявление наиболее удобных положений помогает снять лишнее напряжение, расслабиться, убрать отвлекающие факторы. Поиск специальных позиций тела, в которых сновидец совершенствует свои способности, относится уже к более сложным уровням работы. Смысл таких позиций – создание тонкой связи со сферой Сновидения, осуществление дополнительных средств настройки состояния.

Обе категории связаны между собой как логическая последовательность.

Рассмотрю первую – поиск удобных положений.

Наблюдение за засыпанием вскрывает процесс такого поиска, когда организм, пытаясь сбросить лишнее напряжение, распределяет нагрузку определенным образом. Нужно этот процесс усилить сознательно – в каждом найденном положении, требуется достигнуть максимального расслабления, и в случае возникновения неудобств или напряжения – продолжить поиск, следуя тому же алгоритму действий. Показателями успешности найденного положения будут – удобство, глубокая релаксация и своеобразное ощущение «затягивания в сон».

Следующий практический шаг – отслеживание положения тела в моменты погружения в сон, пробуждений ночью и утром. Такое наблюдение помогает заметить и соотнести позиции, которые оно занимает во время естественного процесса засыпания и пробуждения, с теми, что были отмечены ранее, что позволит провести анализ и при необходимости скорректировать какие-либо недоработки в сознательно найденных положениях тела.

5.11. Основные варианты развития ситуации при вхождении в Сновидение

Ниже я привел основные варианты развития событий возникающих в процессе выполнения процедур по достижению позиции Сновидения. Для наглядности они будут представлены в виде трех блоков сообразно каждому способу вхождения, где первым пунктом идет планируемый результат.

Способ прямого входа

Варианты развития ситуации:

– опыт «выхода из тела»;

– переход сознания в одну из картин сна;

– пробуждение;

– провал в обычный сон;

– постепенное втягивание в образы сна;

– попадание в состояние темного пустого пространства;

– провал в сознании и пробуждение в одном из состояний сна;

– всплеск осознанности во сне;

– обнаружение себя в состоянии сонного паралича;

– ложное пробуждение.

 

Способ с «провалом сознания»

Варианты развития ситуации:

– провал в сознании и пробуждение в одном из состояний сна (например, уже «вне тела»);

– постепенное втягивание в образы сна;

– попадание в состояние темного пустого пространства;

– пробуждение;

– провал в обычный сон;

– всплеск осознанности во сне;

– обнаружение себя в состоянии сонного паралича;

– ложное пробуждение.

 

Способ осознания сна

Варианты развития ситуации:

– всплеск осознанности во сне;

– постепенное втягивание в образы сна;

– попадание в состояние темного пустого пространства;

– пробуждение;

– провал в обычный сон;

– обнаружение себя в состоянии сонного паралича;

– ложное пробуждение.

Можно заметить, что варианты развития ситуации во многом схожи и имеют практически одинаковый набор возможностей, отличается только их соотношение и акцент на одной из тенденций, что незначительно влияет на их количество. Большинство вариантов имеют потенциал, который нужно реализовать далее. Сюда в первую очередь относится еще один раздел практики – непосредственно настройка восприятия в Сновидении.