Глава 17

 

Практика. Личный распорядок

Как и в прошлом, в наши дни – практика и движение по какому-либо пути развития требует от человека наличия определенных ресурсов, вещей поддерживающих его поиск. Это важный вопрос, игнорирование которого может поставить перед сновидцем дополнительные, порой непреодолимые преграды. Здесь я рассмотрю только некоторые из доступных ресурсов, выделив наиболее важные вначале. Они вполне вписываются в общую категорию персонального распорядка практики Сновидения.

Личный график является важной составляющей, закономерной частью технологии развития в выбранном направлении. Причин тому несколько. Тут и преодоление инертности, мотивация, целесообразное распоряжение временем и многое другое. К тому же, это помогает навести некоторый порядок в потоке событий, расставить акценты и начать решать вполне определенные практические задачи.

Не стоит недооценивать такие вещи, списывая их, к примеру, за сложность или недостаточный творческий потенциал. Потому что при более пристальном рассмотрении окажется, что дела обстоят иным, даже противоположным образом. И поэтому с этим вопросом желательно разобраться в самом начале своих изысканий.

Я рассматриваю распорядок практики как динамическую систему, опирающуюся на некоторые исходные модели и элементы, дополняющие или заменяющие друг друга, согласно планам на текущий период времени. Таким образом, можно сказать, что распорядок существует как структура, состоящая из «схемы» и «содержания».

В контексте данной работы, в схематическую часть я включаю вещи, отличающиеся характеристиками постоянства и универсальности, служащие своего рода координатами. Это – время, сфера повседневной деятельности и некоторые природные склонности нашего организма, которые можно использовать в своих занятиях. Содержательная часть включает в себя комплексы техник, где структурность и наполнение зависят от конкретных условий и перспектив.

Рассмотрю последовательно.

Время. Один из базовых ресурсов, который невозможно игнорировать, и который способен принести множество затруднений. С этим нужно работать, искать пути целесообразного использования времени, не давать стереотипным представлениям вроде «нет времени!» подавить себя, настроиться им в угоду.

Ответ есть, пути решения найдутся, но если есть желание. Все не так сложно, как может показаться, главное – начать. И продолжать, используя разнообразные доступные средства, двигаясь в общем потоке.

Так с чего начать?

Представить свое привычное времяпровождение в виде общей картины, в которую включены основные временные отрезки – сутки, неделя, месяц. Расписать детально каждый из них и выложить в виде своеобразного графика, с которым дальше работать с позиций распределения времени сообразно практики.

Один из вариантов – разбить каждый из таких временных отрезков на группы с условными названиями: «свободное время», «потенциальное время» и «занятое время». Рассмотреть их касательно занятий Сновидением.

В последнюю группу «занятое время» отнести требующие времени события, которые невозможно или нежелательно игнорировать. Критерий оценки – их важность или необходимость, соответствие текущим потребностям и желаниям. Сюда же включить время отведенное на отдых.

В первую группу «свободное время» включить время выделенное для практики. Единственное, нужно стремиться к реальной оценке, то есть – не создавать глобальных планов о том «как оно будет», а выбрать временные отрезки, действительно отведенные занятиям. Есть смысл посвятить это время наиболее сложным или базовым техникам, требующим некоторого количества времени и особых условий. Желательно, чтобы такие периоды присутствовали в течение суток, были распределены относительно временной шкалы. Также свободное время целесообразно использовать для периодических интенсивных программ, проводимых, к примеру, в выходные дни.

В отличие от остальных, вторая группа «потенциальное время» требует привлечения творческого подхода. Задача в том, чтобы в потоке привычных дел и потребностей найти своего рода «временные лазейки», свободные места, в которые можно внести какое-либо практическое содержание. Это не так сложно, тут главное найти согласованность между ситуацией и техникой, и далее – техникой и общим графиком практики. Ведь если присмотреться к своим ежедневным распорядкам, легко заметить, что между моментами непосредственной занятости, есть моменты относительно свободного времени (которые порой остаются незамеченными). Например: передвижение куда-либо, вынужденное ожидание, перерывы в работе и многое другое. Со временем такой подход становится более прозрачным и даже естественным, что, кроме всего прочего, помогает сделать многие, казалось бы, скучные вещи – интересными и даже радостными.

Получается, каждая группа практически постоянно присутствует в нашем повседневном ходе времени. Разбирая эти группы и выбирая соответствующие временные отрезки (сутки, неделя, месяц), мы получаем определенное пространство «потенциальных техник» для каждого из них.

Поэтому после рассмотрения каждой такой группы в отдельности, следует переходить к их совмещению, согласованию между собой и выстраиванию временной последовательности. Составление подобного графика даже ориентировочно, в виде схематического наброска, в первом приближении дает понимание общей ситуации, показывает возможности и направления работы с одним из основных ресурсов – временем.

Следующий шаг – заполнить это все практическим содержанием.

Основные практики лучше всего возлагать на временные периоды, обладающие характеристиками постоянства и повторяемости. Обычно они приходятся на значительный объем времени из первой группы, области свободного времени. Дополнительные техники чаще используются в моменты, когда подворачивается благоприятная возможность для занятий, а также тогда, когда позволяет общий запас свободного времени.

Еще одним элементом, который есть смысл использовать при построении распорядка, являются компоненты, включенные в естественный ритм нашего организма. Несмотря на то, что подобные вещи относят к более продвинутым этапам работы, есть возможность использовать кое-что уже на первых этапах.

Рассмотрю один из них.

Смысл в отслеживании колебания собственного самочувствия на предмет пониженного и повышенного тонуса в виде своеобразного ритма.

Такие колебания в основном относятся к временному отрезку в сутки. Выражаются как периоды, когда наш организм слоняется ко сну и наоборот – проявляет активность. Анализируя наблюдения, вырисовывается общая картина. Такая периодичность и используется как дополнительное средство в построении общего или основного распорядка, где техники выстраиваются в соответствии с тонусом.

Более того, знание выявленной периодичности позволяет более разумно использовать свое время для каких-то повседневных дел и отдыха.

В последующей практике открываются другие, более глубокие, закономерности и отношения. Одной из таких закономерностей будет естественная периодичность ритмов сна, способствующая различным формам опыта, позволяющая применять с большей эффективностью те или иные технические манипуляции.

Разумеется, к построению общего распорядка практики Сновидения привлекаются и другие средства, большее количество составляющих, но в начале своих поисков лучше опираться на относительно простые и принципиальные вещи, не усложнять там, где это лишнее.

Таким образом, собирая составляющие практики в цельную структуру, личный распорядок служит опорой, помогает сновидцу двигаться дальше.

Является еще одним указателем на пути.

Глава 18

 

Дополнительные способы реализации

В этой главе я хотел бы уделить внимание вещам, которые характеризуют Сновидение не только со стороны самостоятельной практики, но и с точки зрения дополнительных смыслов и мотивов, в качестве потенциальных возможностей касательно нашей обычной жизни. Аспектов не всегда заметных в первом приближении. Другими словами – рассмотреть дополнительные способы реализации Сновидения.

Возможностей тут действительно много, поэтому остановлюсь лишь на некоторых:

– практическая психология;

– саморазвитие;

– творчество;

– дополнение к телесно-ориентированным практикам;

– источник положительных переживаний.

Психологический аспект Сновидения достаточно очевиден даже при беглом, но вдумчивом ознакомлении с представленной темой. Ведь на уровне анализа обычных снов некоторые исследователи находят смысл. Что тогда говорить о более глубоких уровнях, в том числе тех, которые позволяют иметь дело с различными пластами психики человека сознательно?

В рамках этого вопроса, условно, выделю два направления: терапевтическое и развивающее.

Следуя названию, первое направление рассматривает терапевтический эффект. И тут, навыки сознательного управления открывают дополнительные ресурсы. В качестве иллюстрации упомянем проработку фобий и способы работы с бессознательным. Вариант такой работы – преодоление фобии, путем осознанного усилия нейтрализующего ядро или одну из ключевых составляющих комплекса. С технической точки зрения это включает два типа действий: неосознанная активизация фобии в виде сюжета и намеренное создание ситуации отражающей тот или иной аспект прорабатываемого страха. Простой пример – боязнь высоты. Соответственно: изменение сюжета сновидения в сторону рассеивания негативного воздействия фобии (например, превращение бесконтрольного падения в полет) и сознательные действия, направленные на преодоление этой боязни (например, совершение полетов). Более глубокая проработка в этой области естественным образом перекликается с объемной темой бессознательного. В случае с примером боязни высоты, такая работа помогает выявить «точки отсчета», например, в виде символического сюжета отражающего ядро этого страха или буквально вспоминание ситуации, спровоцировавшей появление фобии.

Один из основных аргументов в пользу такого метода психологической работы – меньшая сопротивляемость инертных структур человеческой психики, относительно вмешательства сторонних процедур коррекции. Важно то, что человек взаимодействует с бессознательными слоями с помощью собственного сознания, исключая возможные негативные эффекты, возникающие при наличии влияния извне (например, в виде установок или субъективных заключений психотерапевта).

Второе направление представляется как психология развития личности. Спектр возможностей достаточно широк, и во многом зависит от предпочтений человека. В качестве примера – стремление к новым впечатлениям (другим формам опыта). Такое желание правомерно рассматривать как естественную потребность организма в получении разнообразных переживаний. Сюда же, относится желание избежать психологического дефицита, столь характерного для современного общества. Подобные возможности стоит рассматривать и в других, более четко обозначенных контекстах.

Тематика саморазвития не менее обширна, чем предыдущая, и содержит огромное поле вариантов.

Саморазвитие в этом случае не обязательно представляется как непосредственно занятие «осознанным сновидением», но вполне как составляющая какого-либо направления самосовершенствования. Случается, само Сновидение показывает наиболее соответствующий для человека путь, по которому он сможет успешно идти.

Лежащей на поверхности реализацией Сновидения является творчество, как в широком понимании, так включая профессионально ориентированные отрасли – литературу, музыку, изобразительное искусство и так далее.

Кончено, сам факт осознанного восприятия во сне, уже обладает огромным творческим потенциалом, ибо позволяет посмотреть на мир по-новому, увидеть иные грани жизни, вдохнуть краски в серую повседневность. Но целенаправленное использование пространства снов в качестве еще одной площадки творческих устремлений позволяет обрести дополнительный ресурс для работы в выбранной сфере. Музыка, литература, изобразительное искусство, кинематограф и анимация, те или иные типы дизайна, и прочее, могут быть развернуты особым образом во сне. К примеру, имея склонность к литературе, в Сновидении не составляет труда пережить самые различные истории, которые потом послужат основой для книги или сценария. Иногда опыты такого рода настолько впечатляющи, что дают практически полностью готовые сюжеты, часто содержащие весьма нетривиальные идеи, стоит их только хорошо почувствовать и запомнить.

Сюда же относится вариант проработки отдельно взятых элементов творческого процесса. Например, работая над книгой жанра фантастики, повествование которой разворачивается вокруг путешествия по параллельным мирам, можно воссоздать какие-либо элементы сюжета, лично прочувствовать переживания героев, в конце концов – увидеть воочию, как эти миры могут выглядеть.

Еще одна возможность обладающая потенциалом – специальное дополнение к системам «телесно-ориентированного развития».

Разумеется, многое зависит от характера и целей выбранной системы телесно-ориентированного толка. Приведу лишь некоторые примеры: коррекция упражнений в сравнении с выполнением их в осознанном сне, психологическая помощь в преодолении внутренних барьеров, регулярное проживание ситуаций характерных для используемого вида тренировки (еще одна форма погружения в соответствующую атмосферу).

Стоит упомянуть и о телесно-ориентированных системах, использующих Сновидение в рамках работы с заданными положениями и движениями тела, дыханием. Судя по наблюдениям, такой подход видится достаточно эффективным.

И, конечно же, не стоит забывать об очевидных достоинствах Сновидения в виде оригинальной формы отдыха и развлечения. Не секрет, человек испытывает потребность в положительных эмоциях, в способе отвлечься от обыденности. В этом смысле переживания доступные в осознанных снах обладают ничем не заменимой притягательностью.

Кто-то путешествует по миру или создает подобие виртуальных игр, кто-то отправляется к звездам или выдумывает собственные миры, а кто-то занимается вещами, недоступными на данный момент в обычной жизни. В некотором смысле, эту возможность можно рассматривать, как желание на время забыть о заботах привычного мира и отправиться в мир грез, о существовании которого многие забыли со времен детства…

Все это – лишь некоторые из возможностей озвученные в общих чертах. Тема настолько обширна, что требует отдельного рассмотрения.

В тоже время, с точки зрения первых практических шагов – вопрос не столь важен, потому что вначале требуется научиться сновидеть на минимально необходимом уровне, разобраться с управлением состоянием, приобрести базовые навыки и получить некоторый опыт. Тем более, многие вещи, включенные в категории дополнительных реализаций Сновидения, приходят естественным путем в процессе серьезной практики (иногда как неожиданный «бонус»).

Такого рода вещи со временем становятся более понятными. Последовательное развитие, опыт, практика и время, расставляют все по своим местам.

Особенно, когда Сновидение становится частью нашей жизни.

Глава 19

 

Сновидение и жизнь

Вне зависимости от того, как мы относимся к Сновидению, оно представлено в наших жизнях, пусть даже потенциально. Мы являемся частью большого мира, а сновидения – частью нас самих. Жизнь рассыпана во множестве аспектов, и нет смысла игнорировать один из самых ценных – наши сны.

Сновидение – реально.

Это дорога, ведущая нас к горизонтам постижения реальности, поиску себя. К вещам, которые привлекали человека в его стремлениях к Истине во все времена. Не будет ли поспешным решением игнорировать столь значимое приобретение и шанс?

Сновидение входит в нашу жизнь по-разному.

Кому-то оно приходит как стремление к развитию, кому-то как помощь, а для кого-то – это путешествие в мире осознания, начало духовного поиска. Есть и те, кому ценно состояние само по себе, как яркое переживание еще одной частички жизни.

Сновидение расширяет границы восприятия.

Человеческое восприятие, в той или иной мере, ограничено рамками, которые тяжело преодолеть. Однообразие жизни, восприимчивость вытолкнутая на периферию осознания чувственной апатией и обусловленностью ума. Это ведет к сужению осознания. Мир загоняется в границы, где все вертится в колесе безысходности и скуки. Бессознательность заполняет наши жизни, лишая их переживаний. Сновидение может это остановить. Оно восполняет восприятие, показывая новые возможности и формы; расширяет наше осознание, противостоя его сужению и угасанию.

Сновидение приносит в жизнь ясность и понимание.

Если наше осознание может обрести себя посреди хаоса сна, победить бессознательность внутреннего бытия хоть на какое-то мгновение, реализовать свои скрытые возможности, тогда оно способно открыть еще одну часть своей природы, показать свою силу и возрастающую ясность. Мы испытываем различные опыты восприятия, переживаем истории во сне, наблюдаем невообразимые формы бытия. Все это показывает жизнь в иной перспективе, приносит новое, обогащенное понимание.

Сновидение находит новое «я».

Расширяясь, осознание приобретает новые черты. Проникая во все сферы человеческой деятельности, оно меняет их качество. Приносит вдохновение и творческое выражение. Оживает нечто изначальное, дает новый взгляд. И в какой-то момент, вдруг в изумлении, случается новое «я».

Сновидение указывает на иные горизонты реальности.

Человеку присуще стремление к реальности, познание ее бесконечных граней. Ему свойственна творческая реализация своего воображения. И здесь, в Сновидении, заключена поистине огромная возможность для движения вперед в своих познаниях окружающего мира, здесь присутствует шанс проникновения в неизведанное.

Сновидение переживает жизнь.

Осуществляясь в чувствах, мир осознания растет, объединяя различные части нас самих. И в один из обычных дней, приходит нечто неуловимое: шумит в кронах деревьев, кружится вместе с опавшими листьями, живет в каждой снежинке зимним вечером. То, что всегда с нами, и повсюду вокруг. Жизнь, которая просто есть…

Кто-то может сказать, что такое случается с другими, и это не про него.

Но это не так.

 

Эпилог

 

Книга «В поисках Сновидения» моя первая работа.

В определенном смысле, она является вступлением по теме и путеводителем, первым шагом в освоении «искусства сновидения». Насколько хватило моих способностей как автора, я постарался отразить это в книге наилучшим образом.

Надеюсь, книга послужит не только практическим пособием, но и увлекательным приключением по миру осознания для читателя.

2012 год